Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Паломничество во Святую Землю

Вифлеем

Место Рождества Христова
Место Рождества Христова
Vifleem Vifleem Vifleem Vifleem Древний Вифлеем (по-еврейски Бейт-Лехем - "дом хлеба") был ничем не примечательным небольшим городком. Сейчас это город, куда стекаются паломники со всего мира. Его название говорит о том, что раньше здесь были плодородные поля, во что с трудом верится сегодня. Другое наименование города - Евфрафа - означает "плодородие".

Вифлеем неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Первый раз о нем говорится в книге Бытия в связи с кончиной праматери Рахили: "И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Евфрафу, то есть, Вифлеем" (Бытие. 35:19). Затем, Вифлеем упоминается в книге Руфь, где рассказывается о Ноемини и ее снохе Руфи Моавитянке. В окрестностях Вифлеема находились поля Вооза, на которых Руфь собирала упавшие колоски, чтобы прокормить свекровь и себя. В Вифлееме же появился на свет царь и пророк Давид и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.

Ясли
Ясли
Однако, главное событие прославившее этот небольшой городок по всему миру - это Рождество Спасителя, совершившееся здесь. Праведный Иосиф и Пресвятая Дева Мария пришли в Вифлеем из-за переписи населения, устроенной тогда римскими правителями. Каждый должен был тогда прийти записываться в свой родовой город. Поскольку Иосиф и Мария были из рода царя Давида, они должны были прийти в Вифлеем.

Гостиница, видимо, в Вифлееме была одна, стечение народа было большое, и свободного места в ней не нашлось. Поэтому Иосиф с Марией поместились в пещере, которая использовалась для содержания скота. Рождение Мессии было окружено крайней бедностью и стеснением, Спаситель нисшел здесь до последней степени уничижения. Он родился в яслях для скота, посреди волов и ослов, которые, вероятно, были в пещере, ибо многие, прибывшие на перепись, не пришли пешком, а приехали.

А наименование города - "дом хлеба", являлось неким прообразом Рождества Христова. Ведь Господь называл себя "Хлебом, сшедшим с Небес". И, причащаясь этого Хлеба в Таинстве Евхаристии, мы соединяемся с Господом, становимся причастниками Жизни Вечной. Это один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку. "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира". (Ин. 6:51)

Базилика Рождества Христова

Первый престол в Вифлееме
Первый престол в Вифлееме
Место рождения Спасителя было постоянным местом поклонения христиан. Римский император Адриан во втором веке, желая осквернить святыню, построил здесь языческое капище. Однако, тем самым, он в точности указал последующим поколениям место, где располагалась пещера, в которой родился Господь. В четвертом веке равноапостольная царица Елена построила на месте Рождества Христова великолепную базилику. Храм был расширен и перестроен при императоре Юстиниане. Однако, при этом базилика утратила прежнее великолепие. Сквозь отверcтия в настиле пола можно увидеть мозаики, которыми в первом храме был выстлан пол. Этот храм практически единственный, который не был тронут персами в 614 году. Дело в том, что на фасаде базилики находились мозаичные картины, изображающие Рождество Христово и поклонение волхвов. Увидев изображение своих соотечественников, персы не тронули храм.

Вход в базилику сейчас очень низкий, его называют "вратами смирения", ибо всякий, входящий в храм, должен наклониться. Однако, ранее этот вход был гораздо просторнее. Присмотревшись к кладке, мы это можем увидеть. Вход сделали таким низким, заложив дверной проем, чтобы воспрепятствовать мусульманам въезжать в церковь на лошадях.

Войдя в храм, мы оказываемся в небольшом притворе, где в древности стояли оглашенные. Оттуда мы попадаем в центральное пространство огромной базилики, устроенной в форме креста. Частично в нем сохранились старинные мозаики и росписи, выполненные редким способом - это роспись по камню. Над пещерой Рождества Христова устроен алтарь, справа от которого можно спуститься в саму пещеру. Место Рождества Христова обозначено звездой, над ней - православный престол, на котором ежедневно совершается Литургия. Слева от входа расположен небольшой придел на том месте, где находились ясли, в которые Матерь Божия положила новорожденного Богомладенца. Выйти из пещеры можно по другой лестнице, расположенной слева. Сами ясли были унесены крестоносцами в Рим, где они и находятся ныне, в соборе Санта Мария Маджоре.

У входа в пещеру Рождества
У входа в пещеру Рождества
Перед спуском в пещеру, на стене, находится Вифлеемская икона Божией Матери. Этот образ примечателен тем, что на нем Богородица улыбается. Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Российским Императорским домом. Этот образ прославился многими чудотворениями и очень почитается в Палестине. Существует традиция молиться перед этой иконой о даровании детей и о семейном благополучии. В этом же приделе базилики находится чудотворный образ Спасителя, написанный на одном из столпов храма.

Если выйти на улицу из южных дверей храма (рядом с входом в пещеру Рождества), то попадаешь в небольшой дворик, из которого можно спуститься в пещеру Вифлеемских младенцев. По преданию, в этой пещере были погребены младенцы, убиенные Иродом и почитающиеся как первые мученики за Христа. Здесь также имеются древние христианские захоронения. Также, в этой пещере находится самый древний православный престол, устроенный в Вифлееме.

С другой стороны базилики, у выхода из пещеры Рождества, расположен армянский придел.

Слева к базилике примыкает католический придел с отдельным двориком, в котором установлена статуя блаженного Иеронима Стридонского. Из католического придела есть лесенка вниз, она ведет к могиле святой Павлы. Блаженный Иероним подвизался некоторое время здесь в одной из пещер, примыкающих к пещере Рождества Христова. Он очень почитается в западном мире, поскольку именно он перевел Библию на латинский язык.

Поле пастушков

Поле пастушков
Поле пастушков
Никто в мире не знал о том, что родился его Спаситель. Однако же это событие, славословимое Ангелами на небе, по чрезвычайной важности своей, не должно было остаться в безвестности и на земле. И первое благовестие о нем было пастухам, которые пасли свое стадо недалеко от Вифлеема. По чистоте сердец, по вере и праведности жизни, они оказались достойными такого высокого избрания - первыми на земле услышать благовестие о Рождении Искупителя, Мессии.

Вот как повествует об этом евангелист Лука: В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было". (Лк. 2:8-20).

Это место находится к востоку от Вифлеема. Сейчас здесь арабская деревня Бейт-Сахур (в переводе с арабского "дом пастухов"). А во времена Спасителя здесь были поля, на которых пасли свои стада пастухи, которым и явились ангелы, возвестившии о Рождестве Спасителя мира. Паломниками с первых веков христианства почиталась здесь небольшая пещера, в которой был устроен храм. Над ним была построена сначала небольшая часовня, а затем и величественная базилика, развалины которой мы видим сейчас. По преданию, в этой пещере пастухи укрывались от непогоды. Ныне здесь небольшой монастырь - подворье Лавры преподобного Саввы Освященного. В нижнем храме - мощи пастушков и мощи монахов, убиенных персами в 614 году.

Предыдущий раздел. Вифания, Горненский монастырь | Следующий раздел. Иерихон
Паломничество во Святую Землю. Оглавление


     Источники:
1. Диакон Александр Занемонец. "Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника", - Иерусалим, "Бейт аКерем",2011
2. Ходаковский А. "Краткий справочник-путеводитель по Святой Земле", - Санкт-Петербург, "Сатис", 1998
3. Василиос Цаферис. "Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли"
4. Святитель Иннокентий Херсонский "Избранные сочинения", - С-Птб,"Русская симфония", Библиотека Академии Наук, 2006
5. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт
6. Православный поклонник на Святой Земле
7. "Паломник по Святой Земле"