Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

О православном богослужении

Особенности богослужения Великого поста

Великопостное богослужение производит особенно сильное впечатление на душу, поскольку имеет по преимуществу покаянный характер и наиболее отвечает настроению души верующего, сознающего свою греховность, кающегося и плачущего пред Господом. В молитвословиях Триоди Постной говорится и о том, каков есть человек, и о том, к чему он должен стремиться, каким он должен быть.

Великим Постом более, нежели в другое время, Церковь зовет нас к покаянию. Любовь Божественная зовет душу человека восстать сна, от духовной спячки, припасть к Небесному Отцу в покаянии и смирении. "Поистине велие покаяние! От него зависит наше духовное совершенство, наше спасение...Велие покаяние! Оно - сильнейшее оружие против стрел врага в нашей брани с исконным человекоубийцей диаволом... Велие покаяние! Оно - тихая пристань для погружаемых треволнением греха...", - так пишет святитель-исповедник Афанасий (Сахаров). [1] Покаяние неотделимо от смирения, сознания своей немощи, греховности, осознания невозможности ничего изменить без помощи Божией.

Другой особенностью великопостного богослужения является то, что все оно устремлено к Пасхе. Через его молитвословия красной нитью проходит утешительная мысль, что за подвигом поста следует радость Христова Воскресения. Так часто словами Постной Триоди мы просим Господа сподобить нас достойно встретить Светлое Христово Воскресение, причаститься Пасхального Агнца. Интересно, что в Неделю Крестопоклонную в качестве ирмосов одного из канонов утрени полагаются ирмосы Пасхального канона. Как замечает святитель Афанасий (Сахаров), "Вся жизнь наша обращена к Вечной Пасхе и ждет приближения ее... Поэтому христиане и просят Господа не только удостоиться видеть образа Пасхи совершение, но и истинное явление. И как в подвиге поста Четыредесятницы христианина поддерживает мысль о радости Светлого Христова Воскресения, так и вообще во всех подвигах жизни и шествия по пути Христову его должна поддерживать мысль о великой радости будущего Воскресения..." [1]