Святитель Феофан Затворник
Проповедь на память Алексия человека Божия, — в девичьем Вознесенском монастыре
Преподобный Алексий, человек Божий |
Дивно житие святаго Алексия, человека Божия! Как это мог он вытерпеть и не высказаться в продолжении такого долгого времени, имея пред глазами лица, к которым горел любовию, — зная, что обрадовал бы их, если бы сказался, и терпя неприятности от них потому только, что они не знали, кто он? — Все же он был человек — и человек живой, имеющий сердце, — и какое сердце?! Душа его верно болела и болела не легко; но он побеждал сию боль твердою решимостию — быть верным принятому намерению, и умягчал ее сильною любовию, какою горел ко Господу. — В сем положении он походил на распятого на кресте, но еще не испустившего дух. — Как в сем распятом легкое движение или колебание тела раздирает раны, и, увеличивая боль, щемит сердце, помрачает голову: так и у него, — отца ли видел он или слышал голос матери, слуги ли встречал строгий взгляд, или ласку человека стороннего, забывали ль его надолго, или увеличивали попечительность о нем, — все сие и многое подобное не могло не терзать сердца его! — Но он все терпел, все покрывал молчанием, был всегда в одинаковом покойном и немятежном состоянии, — не метаяся туда и сюда, как отчаянный. Так терпел Господь на кресте, так терпели и все мученики.
Вот образ истинного монашества, — и весьма близкий пример для подражания вам, — сестры обители сей! Те, кои один из престолов здешних посвящали Алексию человеку Божию, верно тем хотели внушить вам, чтоб, имея пред глазами пример такого терпеливца, вы подражали житию его. Ибо и вы тоже взялись распять себя миру. Пребудьте же терпеливо в сем самораспятии. — Вообразите себе, что обитель ваша то же, что каютка Алексия человека Божия, — а город пред лицем вашим, есть то же, что дом его родителей. И как он не увлекался мыслями и чувствами, какие были возбуждаемы в нем такими близкими его сердцу предметами; так непоколебимыми пребудьте и вы в своем намерении, несмотря на то, что так близки к вам соблазны. Не сходите со креста, на который сами вы вознесли себя. Я скажу вам коротко, как сие сделать.
Распятый никак не сойдет со креста, если не вынут гвоздей, которыми пригвожден он на древе. Не вынимайте и вы из сердца тех расположений, коими как гвоздьми можете быть прикованы к обители и монашескому житию — и вы не сойдете со креста своего, — и пребудете в крестоношении, — и крестоношение сие возведет вас к совершенству, и с себя прямо преставит в Царство любве Божия. Именно — вот что творите:
1) Храните неугасимым тот огнь ревности, с каким искали вы обители и вступили в нее. Припомните, какие тогда обеты исходили из сердца вашего, какие строились планы в голове о делах Богоугождения, какие подвиги готовы были вы подъять, чтоб явить свое самоотвержение! — Чаще воспоминайте о всем том... и тем распаляйте свою ревность, если она начнет хотя сколько-нибудь охладевать в вас. Знаете верно уже по опыту, что когда в силе ревность сия, все нипочем... Первые вы в церкви, первые на послушании, первые в верности уставу монастырскому. А когда ослабеет она, — рука не поднимается, нога не ходит... церковь не мила, — и глаза посматривают в ворота монастырские. Видите, какая беда от ослабления первой ревности!.. Храните же ее, — и не позволяйте ей ослабевать в вас.
2) Оставили вы мир и все мирское за воротами монастырскими. И пусть его будет там.... Не вносите его внутрь ограды. Это вот что значит: не попускайте сердцу своему снова пристраститься к чему либо мирскому, вещественному, плотскому, как бы оно малозначительно ни было. Не осуечайтесь слишком заботою о нуждах, и междуделия не ставьте главным делом, — не возбуждайте в голове и сердце бури спорных помыслов о рангах и преимуществах, — не копите ненужного, а имея пищу и одежду, сими довольни бывайте. — Иначе чем будете вы разниться от людей, работающих не Господу, а мамоне?! Не говорите: как это можно? — Трудно, правда, но не невозможно. — Делая все то, что вы делаете, можно держать сердце свое отрешенным от всего. — Сделайте так, и благо вам будет...
3) Пребывайте в терпеливом послушании, во взаимном согласии и крепком мире, покрывая любовным снисхождением немощи, какие достались на долю каждой, пребывая в верности и уставу монашескому, вычитываемым наставлениям святых подвижников и частным советам ваших духовных отцов и стариц опытных. Будьте подобны шару, который без треска катится, куда его ни толкнут. — Все сие удобно совершит всякая из вас, коль скоро решительно отречется от своей воли. — Пока есть своя воля, нельзя не быть треску и гаму, раздорами непокорности в самой мирной обители. Своя воля есть адское семя, — есть дорога сатане и полчищам его в мирные жилища Божии.
4) Главное же — убедите свой ум и свое сердце, что вы уже мертвы для всего здешнего; переселитесь вашим сознанием и чувством в другой мир, — и там пребывайте, являя себя чуждыми всему вас окружающему, всему тварному и земному... Так устройтесь внутри, что будто никого и ничего на свете нет, кроме вас, и единого в Троице покланяемого Бога. — Дайте хоть мало коснуться сему помышлению вашего сердца, — и сами увидите, как оно перестроит все ваше внешнее и внутреннее!..
Вот вам четыре гвоздя. Ревность о спасении — неугасимая, изгнание всего мирского из ограды монастырской, отречение от своей воли, умертвие всему и житие единому Богу! — Пронзите ими руки и ноги сердца вашего, и вы явите себя распятыми, — и возможете говорить со Апостолом, что не только вам мир распялся, но и вы миру. Господь да настроит вас на дело сие и да укрепит в трудах и неизбежных при сем болезнях сердца — молитвами Алексия, человека Божия. Аминь.
17 Марта, 1860.
Источник: Слова к тамбовской пастве. Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. В 1859 и 1860 годахъ. — СПб.: В Типография Штаба Военно-учебных заведений, 1861. — С. 136-139.
Электронная версия: Портал "Слово пастыря"