Празднование памяти преподобного Алексия, человека Божия, в Алексеевском монастыре до революции 1917 года
Св. Алексий, человек Божий |
Со времени рождения в семье царя Михаила Фёдоровича сына, который был наречён в честь святого Алексия, человека Божия, монастырь начинает пользоваться особым царским вниманием. В 1634 году русские мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин воздвигли в обители два шатровых храма: один – в честь Преображения Господня, с приделом святого Алексия, человека Божия, другой – во имя Зачатия святой Анны, с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери. 18 декабря 1634 года храмы освятил Святейший Патриарх Филарет в присутствии Государя.
Царская Семья делала щедрые вклады в Алексеевский монастырь. Ежегодно 17 марта здесь праздновались именины наследника, а затем и самого царя Алексея Михайловича Тишайшего.
Царь Алексей Михайлович |
Вот как описывает книга царских выходов одно из таких празднований в 1633 году. «Марта в 16 день ходил Государь к вечерне, к празнику, в Алексеевской девичь монастырь. А на Государе было платья: шуба, камка двоелична, шолк ал да бел корунки, круживо и нашивка золотныя; кафтан становой, камка зелена травная; зипун с вишневою обнизью; шапка горлатная третьея; посох комнатной. Да к вечернеж отпущено: стул бархатной, подножье меншое теплое.
А ко всеночному ходил Государь в Алексеевской же монастырь. А на Государе было платья: шуба, камка лазорева челночки, круживо золотное кованое; кафтан становой, куфтерной червчет, меншой; зипун с вишневою обнизью; шапка горлатная третьея. Стул бархатной, подножье теплое меншое.
Марта в 17 день, на празник Алексея человека Божия, ходил Государь к обедне в Алексеевской же девичь монастырь. А на Государе было платья: шуба, отлас турской, розвода золота болшая, круги серебрены островаты, на соболях, пугвицы камень фатис; кафтан становой, камка кизылбашская с людми; зипун, у него ожерелье третьего наряду с каменьем; шапка горлатная другого наряду; посох индийской с каменьем другого наряду. Да для ненастья было на Государе, на шубе, кебеняк скорлат червчет; подножье теплое другое.
А за столом у Государя, в Столовой избе, был великий Государь святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии. А на Государе было платья: шуба столовая, тафта была на хребтах на бельих, нашивка торочковая белаяж; кафтан становой, куфтерной лазорев; зипун комнатной; шапка черевья».[1]
Царевич Алексей Петрович |
В 1837 году Алексеевский монастырь, в связи с постройкой на его месте храма Христа Спасителя, был перемещён в Красное село, на третье и уже окончательное место своего пребывания. На новом месте в 1841 году игумения Клавдия расширяет Крестовоздвиженский храм, имевший два престола – в честь Воздвижения Креста Господня и Тихвинской иконы Божией Матери, – пристройкой к нему придела во имя святого Алексия, человека Божия.
Собор Алексия, человека Божия, в Алексеевском монастыре.1882 г. |
Святитель Филарет неоднократно совершал праздничное богослужение в Алексеевском монастыре в день памяти святого Алексия, человека Божия.
Святитель Филарет Московский |
Из жития праведного Алексия Мечёва, который родился в день памяти святого Алексия, человека Божьего, 17 марта 1859 года, известно, что в этот день в Алексеевском монастыре служил митрополит Филарет (Дроздов).[3] Вот как это событие описывается в житии праведного Алексия: «Рождение о. Алексия произошло при знаменательных обстоятельствах. Мать его, Александра Дмитриевна, при наступлении родов почувствовала себя очень плохо. Роды были трудные, затянулись, и жизнь матери и ребёнка оказалась в опасности.
В большом горе Алексей Иванович поехал помолиться в Алексеевский монастырь, где по слу¬чаю престольного праздника служил сам митрополит Филарет. Пройдя в алтарь, он встал в стороне, но от взора Владыки не укрылось горе любимого регента. “Ты сегодня такой печальный, что у тебя?”, – спросил он. – “Ваше Высокопреосвященство, жена в родах умирает”. Святитель молитвенно осенил себя крестным знамением: “Помолимся вместе... Бог милостив, всё будет хорошо”, – сказал он. Потом подал ему просфору со словами: “Родится мальчик, назови его Алексием в честь празднуемого нами сегодня святого Алексия, человека Божия”».
Торжественные архиерейские богослужения в день памяти небесного покровителя Алексеевской обители, привлекавшие в монастырь большое количество богомольцев, не были редкостью.
Архиепископ Литовский и Виленский Алексий (Лавров-Платонов) |
Ваше Высокопреподобие, высокопреподобнейшая и достопочтеннейшая матушка игумения!
Примите мое искреннейшее приветствие в день праздника святыя обители Вашея. [5] Молитвами преподобного Алексия да хранит Господь святую обитель Вашу и Вас на многие лета!
Приснопамятен для меня день праздника Вашего: в этот день в Вашей святой обители я произведен был в сан архимандрита преосвященным Амвросием [6] в 1878 году и в этот день в первый раз познакомился с Вами в Ваших гостеприимных келлиях, которые после того столько раз посещал, всегда пользуясь милостивым приемом Вашего Высокопреподобия. Несколько раз потом я служил в Ваш праздник в Вашей святой обители всегда с сердечным утешением. Производивший меня в архимандрита преосвященный Амвросий тут же назначил, чтобы я служил у Вас в этот праздник в следующем году. И на вопрос: “С Вами?” – отвечал: “Нет, один; со мной будет неудобно”. Тогда еще не было всем известно о назначении меня викарием в Москву». [7]
Из письма архиепископа Алексия видно, что в этот же день в следующем году, 17 марта 1879 года, он служил в обители уже в качестве епископа Можайского, викария Московской епархии.
Митрополит Московский Леонтий (Лебединский) |
«17 марта в соборном храме Алексеевского монастыря литургию св. Иоанна Златоустого и после нее молебствие св. Алексию, человеку Божию, совершал владыка митрополит Московский Леонтий, с оо. архимандритами: андроньевским Григорием, покровским Марком, чудовским Лаврентием, местным благочинным о. протоиереем Касицыным и монастырским духовенством. На клиросах пели монахини, с замечательным искусством исполнившие несколько концертных произведений Бортнянского, Старорусского и иеромонаха Виктора. При конце литургии владыка митрополит произнес проповедь на текст “Блажени нищие духом, яко тех есть царствие небесное”. Простая, доступная проповедь владыки митрополита произвела сильное впечатление на богомольцев. После молебна, закончившегося в первом часу дня, владыка митрополит около получаса благословлял богомольцев, а затем посетил келлии настоятельницы обители игумении Антонии» .
Празднование памяти небесного покровителя обители 17 марта 1884 года было особенным в жизни Алексеевского монастыря. Именно к этому дню на монастырские средства впервые был издан акафист в честь святого Алексия, человека Божия.
Его автором был благочестивый харьковский помещик Андрей Фёдорович Ковалевский, подвизавшийся на поприще духовной литературы. Представляя акафист в духовно-цензурный комитет, игумения Антония просила разрешить его «к напечатанию в самом ограниченном числе экземпляров, не для продажи, а для домашнего употребления» во вверенной ей Алексеевской обители, «так как благочестивое усердие богомольцев, притекающих к молитвенному покрову преподобного Алексия, человека Божия, в обители, посвященной его имени, давно выражается желанием слышать акафист пред его чудотворною иконою». [9]
Архиепископ Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) |
Акафист был одобрен к печати и вышел в свет по желанию игумении Антонии как раз к монастырскому празднику, совершаемому 17 марта. А 2 апреля 1884 года матушка Антония благодарила владыку Савву: «Ваше Высокопреосвященство, милостивый архипастырь и отец! Осмеливаюсь принести Вашему Высокопреосвященству мое усерднейшее поздравление с приближающимся высокоторжественным праздником Светлого Христова Воскресения с сердечным желанием, дабы Воскресший сохранил здоровье Ваше для благотворной деятельности на пользу св[ятой] церкви еще на много лет!
Я узнала через генерала Клица, что Вы благосклонно удостоили принять только что отпечатанный экземпляр акафиста св[ятому] Алексию, человеку Божию, составленный и поднесенный в пользу нашей обители г-ном Ковалевским. Как мне известно, что Вашему Высокопреосвященству поручено было Святейшим Синодом рассмотрение сего акафиста, и Вам, милостивейший владыко, обязана обитель тем, что акафист был выпущен в свет именно на день нашего монастырского праздника 17 марта и читан в первый раз на всенощном праздничном бдении. Вся обитель чрезвычайно была утешена хвалебным пением сего акафиста, и я за доставленное Вами столь духовное утешение, считаю долгом всенижайше Ваше Высокопреосвященство благодарить.
Поручая себя архипастырскому Вашему вниманию и испрашивая святительского Вашего благословения и святых молитв Вашего Высокопреосвященства всенижайшая послушница игумения Антония». [11]
И поныне, спустя более 130 лет после его написания, акафист преподобному Алексию, человеку Божию, служится в возрождённом Алексеевском монастыре, где в день памяти его небесного покровителя (17 марта по ст. ст. / 30 марта по н. ст.) благоговейно совершаются торжественные архиерейские богослужения.
Примечания:
[1] Выходы государей царей и великих князей, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича, Феодора Алексиевича, всея Русии самодержцев (с 1632 по 1682 год). М. 1844. С. 11–12.
[2] Богословский М.М.. Петр Великий. Материалы для биографии. М., 2005. Т. 1. С. 126.
[3] http://www.klenniki.ru/aleks-mechev-life
[4] Игумения Антония, настоятельница московских монастырей Страстного (1861–1871) и Алексеевского (1871–1897) / Составил священник Григорий Орлов, по сведениям, данным игуменией Никитского монастыря Паисией. М., 1906. С. 138–139.
[5] 17 марта (ст. ст.) – день памяти прп. Алексия, человека Божия, небесного покровителя Алексеевского монастыря. Письмо было выслано раньше на несколько дней, 15 марта.
[6] Амвросий (Ключарев; 1820–1901), архиепископ Харьковский и Ахтырский. В 1878 г. – епископ Можайский, викарий Московской епархии.
[7] 30 апреля 1878 г. архимандрит Алексий бы хиротонисан во епископа Можайского и назначен вторым викарием Московской митрополии.
[8] Московские церковные ведомости», 1892 г., № 12, 22 марта. С. 176.
[9] Попов А. Православные русские акафисты, изданные с благословения Святейшего Синода. Казань, 1903. С. 335.
[10] НИОР РГБ. Ф. 262. К. 43. Д. 46. Л. 14–15.
[11] НИОР РГБ.Ф. 262. К. 28. Д. 48. Л. 4–5.