Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru |
Не так давно Матушка беседовала с сестрами о важной стороне жизни монастыря — о трудах и послушаниях в современной городской обители. предлагаем выдержки из этой беседы.
Чем послушание отличается от обычных трудовых обязанностей, которые исполняют живущие в миру?
Послушание, в отличие от обычного труда, от обычной работы, имеет духовный смысл. И, по большому счету, не важно, что ты делаешь: работаешь за компьютером, в просфорне, моешь полы или чистишь овощи. Важно твое отношение к этому труду. А относиться нужно к нему с благоговением, как к тому, что ты из рук Божиих получила. И, если будешь относиться к труду, к послушанию, как к делу Божию, тогда для тебя не будет иметь значение, чем именно ты занят.
Скажу честно, в большинстве случаев такое внутреннее устроение бывает у нас не всегда. Не только у нас, но и в других обителях. Часто мы пристращаемся к послушанию: либо мы его страстно любим, либо страстно ненавидим. И те, кто свое послушание переносят с трудом, постоянно жалуются, обращаются к настоятельнице с просьбами назначить что-то другое.
Однажды я сама была очевидцем в одной обители, как сестра препиралась с настоятельницей, что не может она вот это нести, это ей непосильно. Но это говорит не о жестокости матушки, не о тяжести этого послушания, а о душевном устроении самой сестры. О том, что она воспринимает возложенные на нее обязанности как дело человеческое, а не как дело Божие. Вот в этом вся причина. И уверяю вас, что такая сестра нигде не найдет себе покоя. Даже если ей дадут послушание по ее желанию, все равно она там станет искать какую-то червоточинку, слушать всеваемые врагом помыслы.
Если послушание очень нравится, сестра увлечена своими трудами
Есть и другая крайность: когда сестра увлекается послушанием, полностью себя ему посвящает. Она вся погружена в ту работу, которую выполняет. И днем, когда исполняет послушание, и ночью, погрузившись в мысли о нем. Это нехорошее состояние, оно может привести к прелести, к падениям. Особенно тяжело, если сестра, незаметно для себя, перестает молиться.
Поэтому важно послушание растворять молитвой. При исполнении послушания необходимо находить время для молитвы. Не храмовой молитвы, а именно индивидуальной. Это очень важно.
Если по-настоящему подвизаешься в монастыре, то смена послушания идет только на пользу
Если послушание меняется, сестра получает возможность посмотреть на монастырскую жизнь, на других сестер под каким-то другим углом зрения. Когда мы долго на одном участке трудимся, у нас вырабатывается определенное отношение ко всему, то есть мы “со своей колокольни” на все смотрим. А вот забирает у нас Господь это послушание, и нас на другое переводят. Или, допустим, из-за болезни мы вообще ничего не можем делать. В единочасье Господь все привычное у нас из рук вынимает. И как меняется отношение ко всему… Но если по-настоящему подвизаешься в монастыре, то смена послушания идет только на пользу.
В больших монастырях постоянно меняют послушания и переводят насельников: туалеты мыть, в трапезную, в храм и так далее. И человек в постоянной динамике, он обкатывается как камешек в воде, становится гладенький. И перестает бояться изменений, ни к чему не прилепляется. Главным для него становится - хорошо исполнить ту работу, на которую он поставлен, исполнить как дело Божие.
Кроме того, он не успевает пустить корни и начать интриговать – а это самое страшное в монастыре, когда человек интригует, желая укрепиться на своем месте, желая как-то стяжать всеобщее уважение. Бывает, что кончается такое отношение к исполняемой работе не сменой послушания, а тем, что насельник убегает из монастыря, потому что духовно повреждается и восстанавливает против себя братию.
Вот ради духовной пользы насельников и изменяют послушания, чтобы человек научился принимать условия жизни обители, осознал свою немощь, смирился.
Если исполнение послушания требует специального образования, каких-то особых навыков
Послушание, которое требует специального образования, как правило, не меняется. Но ведь бывает так, что игумения, может быть, и не хочет менять послушание насельницы, а Господь вдруг – раз, и все в один момент поменяет. Или болезнь какая, или в послушании этом необходимость отпадает, или еще что-то. Поэтому важно относится к тому делу, которым ты занимаешься, по принципу: “Бог дал – Бог взял”.
У меня в трудах в Патриархии бывают и успехи, и неудачи, но первая мысль, которой я смиряю себя и в том и в другом случае - это мысль о том, что все это временно. И само порученное нам послушание - временно. Ведь все мы не молодеем, не застрахованы от болезней, от каких-то чрезвычайных обстоятельств, например, смены игумении обители и т.д. Поэтому к любому порученному послушанию нельзя прилепляться.
С другой стороны, порученное послушание, хотя и не имеет постоянного характера, имеет глубокий внутренний смысл. Оно должно нас дисциплинировать, должно нас поднять и продвинуть на пути духовном.
А постоянной у нас должна быть молитва. Молитву от нас никто не отнимет. Если усердно молящийся человек вдруг лишится рассудка, молитва в нем и тогда будет самопроизвольно совершаться.
Послушания, особенно в городском монастыре, нередко связаны с постоянным общением с людьми, в том числе живущими в миру, с наемными работниками.
С людьми очень непросто. Но, если тебе Господь такое послушание дал – учись: ограничивай себя, работай над собой, ищи ошибки и нестроения в себе. Ведь именно для этого и дается такое послушание.
Взаимодействие с наемными работниками — особая сторона вопроса. Здесь нужна большая мудрость, необходимо проявлять терпение, уважение к людям, кого-то нужно пожалеть, а с кем-то, для его же блага, поступить строже.
Мы не можем проникнуть в человеческую душу. И никогда, принимая то или иное решение в отношении человека, не можешь быть уверена, что ты стопроцентно права, потому что, то, что таится в душе, знает один Господь. И надо себя сдерживать, пусть даже где-то и “в дураках окажешься”, но зато убережешься от осуждения, несправедливого поступка.
А от монахинь к тому же люди ждут материнского отношения, прощения, понимания, сочувствия. И если мы, принимая решение, рубим с плеча, то и люди в ответ тоже начинают озлобляться. Но от ошибок не застрахован никто, и, чтобы не повторять ошибок, надо стараться из всего происходящего с нами извлекать урок.
Внешнее всегда является выражением внутреннего, выражением твоего отношения к тому, что ты делаешь...
Послушание нельзя выполнять формально. Всегда нужно думать о том, как еще лучше сделать и максимальную пользу принести. Нужен творческий подход к выполнению возложенной на тебя работы. А импульс к этому творческому подходу дает любовь к монастырю, как к родному дому. И чем больше сестер именно так настроены, тем благоуспешнее монастырь. Поэтому, конечно, нужно печься об общем благе, и понимать, что все мы на своих местах понемногу созидаем обитель. И если есть хозяин, если невидимые для постороннего глаза труды совершаются в монастыре с любовью, то эти труды чувствуются, люди сердцем ощущают тепло, это притягивает их, люди начинают чувствовать в таком монастыре как дома, стремиться туда, где их сердце обретает мир покой и радость.
А нам, насельницам нужно неустанно благодарить Господа, потому что во всем, что нас окружает, во всем, что с нами происходит, во всем — «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).