Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Беседы с Игуменией

Беседа с сестрами о сути монашества, его основе и целях

В этом году в воскресные дни Великого поста настоятельница Алексеевской обители игумения Ксения проводит с сестрами беседы о монастыре и  монашеской жизни, рассматривая отдельные, наиболее важные вопросы, изложенные в  проекте «Положения  о монастырях и монашествующих». В этом документе определяются  основные принципы и правила жизни монастырей Русской Православной Церкви в современных условиях, основанные на многовековом опыте монашеской жизни и традициях русского монашества.

Мы постараемся коротко рассказать об этих беседах.

12 марта во второй воскресный день Великого поста. О сути монашества, его основе и целях.

Инок это тот, кто живет иначе, чем все остальные.

Монашество — особый образ христианского жительства. Из любви  к Богу, с желанием всецело посвятить себя служению Ему, человек оставляет мирскую жизнь и, придя в монастырь, обретает полноту в самоотвержении, послушании и служении ближнему,  пребывая в постоянном молитвенном общении с Богом.   «Оселком монашеской жизни» назвала Матушка самоотвержение и послушание.

Монах в переводе с греческого - один, уединенный.

Главным для монаха является пребывание с Богом и тайное собеседование с ним, а это невозможно без уединения. Но такое уединение не предполагает физическое бегство от людей, потому что и в одиночестве можно беседовать с людьми в мыслях и не иметь Бога в душе. Настоящий смысл уединения – в постоянном пребывании с Богом, когда все свои мысли, все поступки монах поверяет Господу, сверяя с Божественными заповедями. При этом совершенно не важным становится отношение к нему людей. Только пребывание с Богом и служение Ему. В этом смысл уединения.  Но вместе с тем, монашествующий сохраняет молитвенное единение со всеми во Христе -  «монах тот, кто от всех отделясь, со всеми состоит в единении» (преп. Нил Синайский). И такое единение возможно в том случае, если Господь становиться всем – и дыханием и целью жизни и самой жизнью.

В монастырь приходят, чтобы молиться, молитва является важнейшей составляющей, основой  всей монашеской жизни.

Высокое назначение монашества — вымаливать человеческий род, погибающий в грехах и страстях. Истинный монах, достигший высоких ступеней духовного роста, с чистым сердцем молится не только о себе самом, он молится искренне, со слезами о ближних, обо всем мире. Нам такая молитва не дана. Мы не можем вобрать в себя все многообразие мира и молиться обо всем мире. Мы не чувствуем сердцем, хотя и произносим молитвословия устами, как это — молиться обо всем человечестве. Такая молитва — идеал монашеской жизни.

Одна молодая девушка высказала как-то свое недоумение - «что ей делать в монастыре, где невозможно получить профессию, чему-то научиться?». Матушка отметила, что, к сожалению,  при всей своей интуитивной тяге к монашескому образу жизни, эта девушка не смогла понять и принять того, что главное в монашеской жизни — это молитва.  Молитва это и послушание, и творчество, и постоянное времяпрепровождение.  Даже если монах не может физически трудиться, если он стар и болен — он молится, преодолевая себя.

 В монастыре внешняя жизнь должна быть по минимуму, а внутренняя по максимуму.

Внешняя жизнь монастыря, которую видят посторонние люди, зачастую вызывает в миру недоумение: «что они там делают, в монастыре, хозяйства нет,  не работают, хлеб насущный в поте лица не добывают, живут на пожертвования, на милостыню».

Сокровенная жизнь монашествующих миру не видна,  и современному человеку, ищущему легкой  жизни и удовольствий, представляется в самом исковерканном и обезображенном виде. Такому человеку совершенно непонятно, что делают монахи,  монахини в монастырях.

Монашеский путь — освобождение от страстей, самоотвержение, научение  постоянному вниманию к себе и молитве, этот путь невидим и непонятен миру.  Поэтому монах, входящий  в монастырь, обрекает себя  на поношения. Обязательно и среди верующих, даже и среди священников встречаются те, кто   не понимает сути монашества.

В городском монастыре невозможно избежать внешней деятельности, нам приходится нести тяжелое бремя служения, бесконечные  хозяйственные заботы. Но не это главное в монастыре.   Главное та жизнь, которая сокрыта внутри каждой из нас. Если мы не развиваемся внутренне, значит и все внешние усилия тщетны.

В монастырь уходят для того, чтобы подчиниться другу другу. «Любовь подчиняет свободных друг другу», написал некогда свт. Василий Великий  

Монах являет собой людям Образ Божий. И если мы в общении с ближними не проявляем терпения, снисходительности и любви, а,  наоборот, раздражаемся, кричим, не желаем друг другу послужить, тогда выхолащиваются все труды, и большой ущерб терпит наша внутренняя жизнь. Нужно постоянно следить за собой, внимательно себя контролировать, взвешивать каждое произносимое слово, сдерживать себя постоянно, каждый день и каждый час. Приверженность мирским привычкам, чрезмерное увлечение внешними делами опустошает, делает нас жесткими внутри, неспособными к молитве.

«Ежедневный внутренний труд монаха состоит в постоянной борьбе с греховными помыслами, чувствами и желаниями ради достижения бесстрастия и душевной чистоты»

Следование за Христом предполагает динамику.  Нельзя останавливаться, нужно постоянно совершенствоваться, ставить перед собой новые задачи. Мы не можем адекватно оценивать свое состояние: нам, зачастую, видится, что мы добродетельны и благочестивы. И если  самодовольство в нас преобладает,   это верный признак того, что мы не идем за Господом, мы  остановились, застряли в болоте. Важно двигаться вперед, не делая себе даже маленькой поблажки, превозмогая себя. А для этого нужно постоянное внимание к себе, необходимо ежедневно осмыслять, анализировать свои дела и поступки.

Необходимо самоосуждение и покаяние. Каждодневный самоанализ. Если мы будем каждый вечер, в детской простоте и с осознанием собственного бессилия, поставлять  себя пред Господом с воплем сердечным: «Господи, без тебя ничего не могу. Господи, согрешаю без конца. Господи, помоги», это положит начало видению собственных грехов, той бездны, которая скрывается в нашей душе,  очищению собственного сердца и восстановлению в нас образа Божия.