Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Неделя о Страшном Суде. О памяти смертной.
Проповедь после Всенощной

Мы говорили сегодня1 о том, что все православные христиане, а уж язычники и подавно, имеют некое покрывало греха, некое темное облако, которое мешает нам ясно видеть вещи, скрывает от нас истину. Справедливо поэтому сказать, что все грешники находятся в большей или меньшей степени в самообольщении, или прелести. Но это обольщение, конечно, нам не друг и не помощник. И учителя благочестия свидетельствуют, что необходимо молиться Господу, дабы Он очистил наши сердечные очи. Церковь предлагает нам среди многих средств очищения сердца и прозрения еще средство, именуемое «память смертная», т. е. памятование о смерти.

Обычно под выражением «память смертная» писатели духовные имеют в виду несколько вещей. В понятие памяти смертной входит размышление о собственной кончине, о безвестности часа нашей смерти. Понятие памяти смертной включает в себя и размышление о восхождении души к престолу Божию, о движении по воздушным заставам – мытарствам, о частном суде, который встретит всякий христианин за гробом, прежде чем предстать ему пред Богом. Понятие памяти смертной воплощено и в созерцании Суда последнего и воспоминании о вечных муках, равно – и райском блаженстве. И для того, чтобы понять значимость этих духовных лекарств, нужно, конечно, иметь жизненной целью – спасение души. Человек, который не ищет у Бога прощения, очищения, даже если ему заплатить деньги, не станет размышлять об этих печальных и страшных вещах. Для того, чтобы понять значимость этих лекарств – размышлений о кончине и все, что за нею – нужно иметь твердую надежду на Господа, на Его милость, на спасение, которое даровано нам Его страданиями и воскресением.

Мы говорили о том, как, в этом отношении, христианин призван настраивать свое сердце: «Господи, я грешен, я слаб, я немощен, но твердо верую, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь». При условии надежды на спасение, на милость Божию – а веровать иначе и нельзя – христианин сможет употреблять правильно лекарство, снадобье памяти смертной, поймет, для чего необходимо об этом размышлять. Дело в том, что когда мы хотим угодить Богу и начинаем молиться Ему, лукавый, противясь, наводит брань на человека. И, прежде всего, в душе возмущаются страсти. Это и плотские, грубые страсти, это и страсти духовные: тщеславие, гордыня, самолюбие. Кто действительно трудится в деле молитвы, знает, как нелегко уберечь молитву от оскверняющих ее помыслов и ощущений греховных, особенно, когда речь идет о нечистоте, либо о тщеславии и гордости. И память смертная является, пожалуй, единственным лекарством, принимая которое постоянно, христианин может надеяться на очищение сердца и, стало быть, молитвы, от оскверняющих сердце и молитву мечтаний и ощущений.

Лекарство это кажется горьким, потому что человек страшится смерти. Бог не создавал смерти. Изначала мы созданы для бессмертия и жизни вечной, но в состоянии падения находясь, мы призваны всегда размышлять о ней – смерти. Почему? Потому что это воспоминание имеет силу отрезвлять наш ум и душу. Воспоминание о смерти, предельно укорачивая в мыслях наших жизненный путь, учит нас жить сегодняшним, настоящим днем, не откладывать дело покаяния на завтра, но уже сегодня прилагать все силы в борьбе с грехом. Правильно делает тот, кто с утра пораньше, встав, придя в чувство, мысленно пред собою напишет слова: «Безумне, в нощь сию душу твою истяжут, исхитят, возьмут неожиданно у тебя». И только замечтается человек о чем-то несбыточном, только начнет строить воздушные замки – пусть припомянет это изречение, а ведь Сам Бог его произносит: «Безумный, ума у тебя нет, в эту ночь душу твою возьмут у тебя и представлена она будет на Суд». И тотчас вся эта круговерть, все эти ненужные суетные помыслы отходят, христианин как бы просыпается духовно, вздрагивает, встает и начинает молиться Богу.

Памятование о смерти, по указанию святых Отцов, является прекрасным врачевством против уныния. Уныние, помрачая человека, наполняя душу печалью, грустью, тоской, отчаянием, совершенно лишает нас духовных и телесных сил. Как ни странно, но память о смерти, о том, что близок час исхода, вот-вот Ангел смерти приблизится и представит душу на Суд – это памятование, размышление о смерти прогоняет всякое духовное расслабление, вялость, возвращает человеку бодрость, жизнедеятельность и, более того, как ни удивительно, исполняет сердце радостью, потому что ощущение краткости жизни и близости к нам Господа, при условии искреннего покаяния, душу исполняет радостным предвкушением единения со Христом. Многие из нас мучаются грубыми телесными страстями, пожалуй, и все. Как сказал один духовный писатель: «Легко садимся за стол, нелегко встаем». К сожалению, лукавое чрево властвует над родом человеческим и много среди нас людей, которые познали постыдность этой страсти, неполезность этой привычки, и борются, и сетуют, и каются, и молятся, а воз и ныне там. Что им посоветовать? Св. Иоанн Лествичник советует такому человеку, склонному к чревообъедению, а ведь сегодня только утром читалось Евангелие, в котором говорит Господь: «Смотрите, не отягощайте себя объедением и пьянством, ибо тот день как сеть падет на лице живущих на земле». Так вот, садясь за трапезу, если мы хотим сохранить себя в воздержании, если хотим побороть этого, без сомнения, нечистого, духа – мысленно опустимся в ад, в преисподнюю. И представим себе невообразимые мучения тех, для кого чрево стало богом, тех, кто лишил себя духа покаяния и молитвы, променяв небесные блага на земные плотские наслаждения. И, если потрудишься так и один, и второй, и третий раз, то неприметно ощутишь пользу, ощутишь, что сердце твое укрощается, чрево уже не с таким неистовством восстает на душу, но человек начинает правильно употреблять пищу с благодарением, понимая, что она – пища – есть Богом данное лекарство, а не наслаждение.

Нет души, особенно в юном возрасте, которая бы не страдала от нашествия плотских помыслов и мечтаний. Эта брань – наиболее трудная, постольку-поскольку она, как и чревоугодие, всаждена в наше естество. Опять-таки, если мы хотим отразить эти помыслы, если хотим избавиться от какого-нибудь внутреннего воспаления, разжжения – мысленно введи себя в среду вечного огня, представь себе хорошенько червя неусыпающего, который не дает покоя тем, кто, оставшись во грехе до конца жизни, с грехом и ушел за грань земного бытия. Представь себе невообразимый мрак тартара, представь себе мучение демонов, безысходное и вечное, и когда хорошенько доведешь до ума и сердца это представление – тотчас как будто бы душ, как будто бы роса небесная свыше снисходит и доставляет и душе и телу покой, прохладу, очищение от всякой страсти. Проверяется это только опытом. И всякий, кто на опыте познал силу этого лекарства, уже никогда с ним не расстанется.

Конечно, нелегко воспоминать и помнить о смерти, потому что лукавый употребляет все средства, дабы навести на людей слепоту и забвение. Он, окаянный, знает, что никогда человек не бывает столь податлив на его козни, когда почитает себя бессмертным на земле. Наивно было бы предположить, чтобы человек, живущий в миру, мгновенно приобрел всегдашнее памятование о смерти, однако, мы должны, должны подвизаться в этом отношении, потому что иначе никак нам не очиститься от греха. Преимущественно, эта добродетель принадлежит монашествующим. Древние Отцы говорили о себе: «Мы, монахи, сожительницей своей имеем памятование о смерти». В одном из наставлений сказано: «Вставай и ложись спать размышляя о смерти». «Не думаю, - свидетельствует преп. Антоний Великий, - что кто бы мог жить нравственно, если не будет почитать сегодняшний день последним для себя». «Держи твой ум во аде и не отчаивайся», - сказал некогда Божий глас преподобному Силуану Афонскому. Многие не понимают этого изречения, потому что оно предполагает высокое духовное устроение сердца. Часто ведь душа наша бывает обуреваема мерзкими помыслами тщеславия, превозношения, осуждения, на сердце находит неприязнь к ближним, мучает человека самолюбие, гордыня. Как бы отбиться, как откреститься от этих убивающих сердце впечатлений и ощущений? Лекарство только одно, именно оно и преподано преп. Силуану: «Держи ум твой во аде, но ни в коем случае не отчаивайся, уповай на милость Божию». Это значит, что каждый из нас себя должен признать достойным вечных адских мук. Эта истина – Евангельская, истина, которую мы ежедневно повторяем в вечерних молитвах. В одной из молитв, в частности, читаем: святой исповедуется вместе с нами, что он недостоин милости Божией, но достоин осуждения и вечных мук. Да, взятые сами по себе, в отторжении от Господа их и Его божественной благодати, мы все, без исключения – адские грешники. И вот когда придет на сердце помысел гордости, растлевать начнет наше ощущение самолюбия, вот тогда-то и уместно опуститься умом во ад, воспоминая при этом, что Бог ненавидит гордыню, мерзок пред Господом всякий высокосердый, говорит Писание, Бог гордым противится. Едва лишь только ощутишь эту скверну в душе, тотчас стремглав устремляйся во ад, в самую его глубину, как бы желая там погребсти этот помысел. «Господи, помилуй, - говорит грешник, мысленно опускаясь в преисподнюю, а сам обращается очами горе, прося у Господа милости и прощения. И тот, кто на опыте испробует это необычное, многим даже как бы совершенно неприятное, но действенное лекарство – увидит, что за ним стоит благодать Господня. Во мгновение ока злые духи бежат, освобождая сердце, а тишина, смирение и покой тотчас наполняют его в награду за это делание. Оно напоминает нам какого моллюска, или улитку, которые при опасности тотчас прячутся в некий панцирь, что носят на себе. Так вот и для христианина борьба с гордостью и тщеславием бывает очень успешна, если он тотчас приводит на память вечные муки и вместе просит Господа о помиловании.

Во всем нужна, безусловно, мера, рассудительность, но для того-то Церковь сегодня и учредила воспоминание о Страшном Суде, чтобы мы, приняв ко вниманию откровение Божие, учились применять его в собственной жизни, учились бороться со страстями, используя все богатство благодатных снадобий и лекарств, которые Господь нам по Своей милости дарует, а мощнейшее из этих лекарств, самое сильнодействующее и спасительное – это память смертная.

Божие благословение на вас, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

4 марта 2000 года.