Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Неделя о Страшном Суде
Проповедь за Всенощной

     В это грядущее воскресенье Мать-Церковь свершает со всеми своими чадами, дарует всем своим детям великое духовное благодеяние. Апостол Павел говорит, что у многих лежит на очах некое покрывало греха, которое, помрачая наше сердце, не дает нам видеть то, что надобно видеть. И действительно, большинство из нас, не смотря на дар веры, много помрачены заботами, печалями и сластями житейскими, так что наш взор рассеян, устремлен на многообразные предметы этого мира, всецело поглощен наблюдением за той земной жизнью, в которой все течет и все изменяется. Еще тяжелее внутреннее наше состояние, ибо мысленный наш духовный взор - взор сердечный – к сожалению, совершенно замусорен и загрязнен действием страстей и лукавых мечтаний. Об этом знает всякий, кто хотя бы на минуту закроет глаза и сосредоточится, заглянет в глубину души своей. Об этом знает всякий, кто пытается помолиться сосредоточенно и внимательно, и обнаруживает, как это трудно сделать. Насколько мрачно покрывало, лежащее на нашем сердце, мы догадываемся и тогда, когда отходим ко сну, и наш мысленный взор тогда бывает обуреваем со всех сторон уродливыми мечтаниями, воспоминаниями, образами этого мира, так что зачастую и сон бывает не в сладость, не в успокоение. Сегодня же Мать-Церковь своей духовной рукой срывает с нашего лица это бесовское, демоническое покрывало, и мы получаем возможность, обратив очи горе, увидеть духовно то, что видеть должно, увидеть страшную картину Суда Господня, картину, которую живописал нам Сам Господь Иисус Христос в Своем Божественном Евангелии.

     Чем пристальнее мы будем вглядываться в эту картину, тем больший трепет и страх ощутит душа, впрочем – спасительные, и тем легче ей будет выпрямиться, дабы сделать хотя бы два-три шага вперед, ко Господу, Спасителю и Судии своему. И точно, Церковь, во мгновение ока устраняя все земное и житейское, открывает нам Престол, а на Престоле – Судию, от лица Которого бежит и небо, и земля. Мы созерцаем духовно Агнца Божия в окружении Небесных сил бесплотных, воинства Господня, которое предстоит Своему Владыке, дабы по единому мановению Его свершить последнее судебное действие, которое имеет свершиться в час кончины мира. Духовными очами, духовными ушами мы созерцаем и слышим, как от Престола исходят огненные молнии, громы, гласы, видим пред Престолом огненную реку, за которой открываются узилища и бездны ада, приуготовленные милосердным Господом для всех соблазнов, пороков, грехов, для отверженных духов и тех, кто здесь на земле пожелал им служить, соделавшись добровольным отступником от Христа и Его Закона.

     Духовно должно нам созерцать Страшный Суд не только в это воскресенье, но ежедневно, в течение всех кратких дней нашей жизни, ибо это то событие, которое непременно будет иметь место, так как о нем возвестил Бог. Это то событие, которого непременно мы будем участниками, будем подсудимыми, предстанем пред Престолом Божиим, дабы на веки вечные решилась участь наша. Чем глубже мы запечатлеем в сердце образ Страшного Суда, тем проще, яснее будет наша земная жизнь, ибо нам становится ясным, что оставшееся до Страшного Суда время, прежде всего, необходимо желающему спастись, расторгнуть союз с лукавым духом, выйти из-под влияния отверженного духа. Единожды отрекшись от служения ему в Крещении, подтвердить слова отречения жизнью, которая есть не что иное, как непрестанное сражение с сатаною и его приспешниками – бесами. Тот, кто не хочет вобрать в ум и сердце всю серьезность этого противостояния, конечно же, не сможет победить сатану, хотя ему, всем нам дарованы для этого необходимые, достаточные силы и средства. Созерцая Страшный Суд духовными очами, мы начинаем понимать, что расторгнув дружество с сатаною, каждый из нас призван подвигом покаяния очиститься от внутренней скверны греха, порабощающего и душу и тело, очиститься от той тьмы, в которой находятся наш ум и сердце, иначе Господь Бог не признает в нас Своих рабов и служителей. Устремляясь очами горе, мы понимаем, что по очищении от тьмы греха, нам необходимо обновиться действием Божией благодати так, чтобы сердце произрастило Христовы добродетели, нам необходимо стяжать те свойства Господа Иисуса Христа, которые именуются смирением, чистотой, кротостью, миром и, особенно, любовью. Только в этих одеждах Христовых добродетелей и надлежит являться нам – христианам – пред очи Страшного Судии.

     Немыслимо и страшно вымолвить, если Суд Господень застанет нас в ризах порока: гнева, блуда, гордости, сребролюбия, зависти, уныния и печали. Стало быть, всякий раз, когда мы приближаемся к иконе Иисуса Христа – Спасителя, раскрываем молитвослов или Евангелие, начинаем наше утреннее или вечернее правило, нам надлежит, с помощью Божией, отвергнув от себя это покрывало греха, которое не дает нам видеть Суд Господень, вступать пред Лице Божие и предварять Страшный Суд осуждением самих себя. Так молиться, чтобы подлинно восчувствовать устремленный на нас взор Владыки-Искупителя нашего. Святые Отцы, которые в течение всей жизни вот так со страхом и трепетом молились, свидетельствуют, что в день Страшного Суда не понадобится никаких свидетелей и свидетельств для осуждения грешника, но действием Святого Духа, тонким духовным действием, которое подобно мечу, рассекающему плоть и кровь, мы увидим сокрытую дотоле от нашего взора скверну. Так что эта нечистота станет предметом ужаса и содрогания для всех воскрешенных на Суд человеков и Небесных сил. Это страшное событие совершится с теми из нас, кто здесь на земле не хотя на молитве открывать язвы сердца своего Господу, не просит Спасителя, как заповедала нам Мать-Церковь: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».

     Вот почему молитва именуется предварением Страшного Суда. Правильна та молитва, то молитвенное делание, когда, встав пред взором Господа, мы просим, дабы Он обнажил пред нами самими сокрытую от нас скверну наших помышлений и деяний. Правильна та молитва, совершая которую мы вместе с мытарем ощущаем себя, свое недостоинство, греховность, нечистоту и проникаемся умиленным чувством близости к Судии, Который милует нас, если мы искренно осуждаем себя самих. Человек, так старающийся молиться, никогда не впадает в пагубное самообольщение, но получит в этом молитвенном делании ответы на все вопросы духа своего, разрешит все недоумения сердца своего. И, если христианин юн и молод, то созерцание Страшного Суда покажет и докажет ему, что наша жизнь кратка и скоротечна, ибо «близ есть, при дверех», как говорит апостол о часе Страшного Суда. А если христианин прожил долгую жизнь и начинает томиться, говорит или думает о себе, что он зажился на белом свете, то памятование и Страшном Суде вразумляет и отрезвляет его. Он начинает понимать, что каждый день, каждый час, каждая минута бытия, дарованного нам – есть величайшая милость Господня, за которую должно благодарить, и проживая каждый день, час, миг, должно плакать, плакать о себе самих, дабы Бог очистил нас от всякой скверны и приготовил ко дню Суда Своего.

     Если иной человек, по действию мирского духа, обольщаемый сатаною, считает, что жизнь его бессмысленна, что он потерял цель в этой жизни и не знает, куда идти, то достаточно поднять духовный взор, узреть Престол и Судию на нем, услышать слова, исходящие из уст Судии: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь. Приидите ко Мне, вси труждающиеся и Аз упокою вас», - как это обольщение, это разочарование земной жизнью, эта кажущаяся бессмысленность бытия отходит и развеивается, словно прах, потому что Страшный Суд свидетельствует: цель нашей жизни есть служение Господу, есть исполнение Его воли, есть покаяние и прославление Имени Господа делами, достойными нашей святейшей веры. Есть люди, которые соблазняются видимым торжеством неправды на земле, ропщут, унывают и мятутся, вопрошая Небо: «Почто благоденствуют злодеи? Почему бесправны и безответны добрые и праведные?» Памятуя о Страшном Суде, мы тотчас приемлем откровение: да, на земле правды часто не бывает, но не бывает именно потому, что есть высшая, неизменная, вечная, небесная правда, служа которой, всякий неправедно обижаемый, гонимый, злословимый, еще в этой жизни торжествует и побеждает. Если только сохраняет в непорочности свою совесть, если только не отвечает злом на зло, терпит, прославляя Создателя за попущенные ему скорби.

     Забывая о Страшном Суде, наконец, люди очень часто начинают роптать под бременем недугов и болезней, хворей, которые неотъемлемы от нашего земного бытия. Вспомни о Страшном Суде, и ты увидишь, что в этом мире нет случайностей, и ты поймешь, что Праведен и Благ Господь, попустивший тебе в этой жизни страдать. Только посмотри духовным взором на Судию, и ты поймешь, за какие грехи дарована тебе болезнь. Только помолись Судии, и ты поймешь, что, претерпевая эту болезнь, ты получишь величайшую выгоду, а именно, а именно – сокрушишь сатану под ноги свои, если только будешь благодарить, и будешь терпеть, и будешь беречься всякого ропота. Так что эти земные недуги мужественному крестоносцу, памятующему о Суде, когда Господь отрет от лица всякую слезу, терпение болезни своей будет в очищение, освящение и без труда - спасение.

     Удержим, братья и сестры, насколько можно далее в нашем сердце откровение о Страшном Суде. Будем постоянно поддерживать памятование о Суде чрез чтение Божественных Писаний, чрез воспоминание о том, что мы прочли и знаем. И если это делание укрепится в нас, тогда мы поймем всю неоценимость дарованного откровения о Суде Господнем, ибо великая пропасть разделяет земную жизнь от той, которая будет иметь своим концом Суд Божий. Там, на Престоле ждет нас Судия нелицеприятный, здесь, в земной жизни, Господь являет Себя милосерднейшим Врачом, исцеляющим все человеческие недуги, прощающий все человеческие грехи, лишь бы только, воспомянув о Суде, мы сокрушались, покаялись, исповедовались, попросили помощи, прославляли Господа, сказали бы Ему от сердца: «Господи, я грешен, слаб и немощен, но во всех своих грехах каюсь и твердо верую, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь».

     Итак, не будем, братья и сестры, прогонять от себя благодатное напоминание о Страшном Суде, но примем это горькое лекарство, дабы оно претворилось в сладость, очищение и покаяние. Будем ходить пред Богом в страхе и трепете, и верен Господь, Который не лишит нас еще здесь, на земле, Своей радости и спасения. Аминь.

4 марта 2000 года.



     Читайте также:

     Слово в Неделю о Страшном Суде. О памяти смертной.  Читать >>

     Смысл притчи о Страшном Суде применительно к сердцу человека.  Читать >>




Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: