Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Слово в Прощеное воскресенье

     Обратим, братья и сестры, наши очи на Распятого Спасителя Иисуса Христа, который простирает нам с Крестного древа Свои руки, и, взирая на Святой Его Образ, приступая к Распятию, мы увидим, что не чужие только, а и наши грехи вознесли Его на Животворящий Крест. И если всмотримся со вниманием и благоговением в Лик Христов, увенчанный терновым венцом, то уразумеем, что о нас, в свое время, возгласил Христос Отцу Небесному: ”Отче, прости им, ибо не ведают, что творят.” И подлинно, до тех пор, пока мы пребываем в неведении Животворящей Троицы, до тех пор, пока не знали собственной души, до тех пор, пока мысль наша не согрета была благодатью Иисуса Христа, все мы, вольно или невольно, в ведении и в неведении, находились в сонме врагов Его, распинавших Пречистого Агнца Божия. И, каясь сердечно умом, всем существом своим оплакивая наши грехи, мы, приемля от Христа разрешение беззаконий, слышим из уст апостолов, посланных в мир Божий, такие слова: ”Приемлите друг друга, прощая взаимно согрешения ваши, как и Христос принял вас во славу Свою.” И приняв от Господа прощение, милость и обновление, мы обращаемся затем к ближним, созданным по образу и подобию Божию, и из глубины души износим святое исповедание веры, заключающиеся в словах: ”Господи, всех - и любящих и ненавидящих нас - вверяем милости Твоей.” И если захотим найти образы и основания к этому благочестивому обычаю в ушедших веках, то обретем в Священной Истории того, кто нам подает пример всепрощения и сам явился прообразом Христа Господня, искупившего Своими страданиями мир и изрекающего прощение всем, кто просит Его.

     Сегодня нам надлежит с вами последовать всецело примеру святого праведного Иосифа, который назван в Библии прекрасным: прекрасным по благородству, высоте и легкости его сердца. И вот ныне много тех, кто с трудом понуждает себя взирать светло и приветливо на ближних. Немало из нас и тех, кто, как ему кажется, не в состоянии забыть, а тем паче - простить, обиды и оскорбления, нанесенные нашими недоброжелателями. В сердце иных кроется погибельная и воистину адская язва - злоба, никогда до конца не утихающая, но воздымающая свои волны, грозящая увлечь нас в геенну огненную.

     Вспомним же с вами целомудренного и прекрасного Иосифа, сына патриарха Иакова, и вспомним, сколько нанесено ему было не от врагов, не от чужеземцев, но от братьев его по плоти, от присных ему по духу, обид и беззаконий. Сколько претерпел он от них и какую горькую чашу страданий пил. И начались его страдания с того, что прочие братья стали завидовать чистоте его жизни и тихому, безмятежному устроению его души. А зависть порождает недоброжелательство, зависть отчуждает друг от друга связанных кровью, зависть вводит в сердце завидующего диавола. И будучи невинным, Иосиф страдает от этой зависти, которая вскоре дает росток в сердце братьев: отчуждение и злобу, с трудом скрываемую и переносимую. Видя их мрачные, темные лица, искривленные недоброжелательством, их помутневший от ненависти взор, он тяжко страдал, и страдал безвинно. Быть может, и мы с вами когда-нибудь находились в положении Иосифа, который видел себя каждый день оклеветываемым, пересуживаемым, видел себя изгоем в стане близких. Недоброжелательство и злоба, соединенные с гордостью и высокомерием, подвигнули братьев Иосифа замыслить преступление неслыханное - они стали вынашивать в своем сердце убийство. И когда Иосиф, по повелению отца, пришел в поле, дабы доставить обед старшим своим братьям, они срывают с него одежду, скручивают его руки и уже видится нож, готовый войти в братское тело, и уже вот-вот должна была пролиться братская кровь невинного праведника.

     Даже до убийства дошли эти низкие души, как и нас, быть может, когда бы кто бы то ни было, угрожал убить ли, или нанести нам увечье, или изгнать нас из собственного жилища, дышал на нас ненавистью, как будто сам сатана вселился в этих людей. Но вот на смену духу убийства приходит иной дух, дух циничного и мерзкого в очах Божиих сребролюбия, и Иосифу отказывают уже в признании его личностью, Богом созданной. Иосифа именуют бездушной вещью и он опускается вниз, в темный высохший колодец, где страждет от холода, от ночного страха, от ядовитых насекомых - и все это по вине его братьев, которых он искренне продолжает любить и молиться о них. Звенят сребренники, и Иосифа, как некую безделицу, продают купцам в чуждый языческий Египет, словно вычеркивая из памяти того, кто был рожден матерью. А там Промысл Божий ввергает Иосифа в новые напасти: снова клевета, снова обвинение в смертных грехах, опять темница, долгие годы заключения, ожидание смерти со дня на день. Единая лишь молитва согревала праведника, умевшего уповать на Господа и благодарить Творца. Ни слова проклятия, ни злобы, но всецелая преданность воле Божией.

     И, наконец, когда исполнились времена, испытана была душа Иосифа, Бог его, смирившегося до недр земли, возносит на высоту: Иосиф становится вторым по Фараоне, Иосиф, мудро правя, спасает Египет и все Средиземноморье от голодной смерти, Иосиф вновь видит своих братьев, которых, испытывая и оставаясь неузнанным ими, ведет мудрой рукой к покаянию. И, наконец, настает тот день и час, когда уже не в силах будучи скрываться от них, Иосиф с плачем открывает им лицо свое и говорит им: ”Это я, Иосиф, брат ваш, сын отца вашего, не бойтесь меня.” Смутились братья и упали ниц на землю. Они чувствовали, что само небо раскрывается над их главами и ожидали, как сверкнет молния мщения, гром ненависти. Поистине казалось им - смерть приблизилась к ним. Но Иосиф молчал и не поднимал на них руки, которая, по Ветхому Завету, должна была сокрушить предателей, убийц, сребролюбцев, изменников, тех, кто укоротили дни отца его, сказав ему, что Иосиф растерзан зверем.

     А когда умер Иаков, насыщенный днями, то братья вновь падают ниц пред Иосифом, говоря ему: ”Ныне ты захочешь отомстить нам, ныне злоба твоя должна убить нас, ибо нет более отца, который бы удерживал тебя.” Очевидно, они судили по себе, по низости сердец своих. А Иосиф отвечал им то, что мы должны исповедать пред лицом наших недоброжелателей, тех, кто строил нам козни, тех, от кого мы страдали праведно и неправедно. Сказал им Иосиф такие великие и воистину святые слова: ”Нет, братья, не бойтесь меня, ибо я - Божий, и сказываю вам, что не вы продали меня в Египет, не жертвою рук ваших сделался я и продан на чужбину, но Сам Бог послал меня сюда, дабы сохранить жизнь вашу. Не печальтесь, братья мои, ибо я не помню зла, но вот ныне душа ваша спасется чрез меня, ибо я - Божий.” И, открыв им свои объятия, он пал на шею их и лобызал каждого, и плакали сродники, и растопилась чрез то многолетняя вражда, и отошел, будучи посрамлен, диавол, и воцарилась между ними тишина и мир, и благодать Божия навеки связала сродников друг с другом, которые дотоле были рассечены мечом греха - алчности, сребролюбия, вражды, подозрительности, ненависти.

     У кого не хватает мудрости, у кого не хватает мужества, у кого не хватает веры, дабы ныне всем без изъятия изречь прощение - пусть научится тому у Иосифа, прекрасного в очах Божиих, и каждый из нас да вложит в свое сердце эти поистине Евангельские слова: ”Не бойтесь меня, ибо я - Божий.” И каждый да увидит в своих недоброжелателях, в тех, от кого страдал, винно или безвинно, всемогущее оружие Промысла Божия. А лучше не оружие, а орудие Промысла Божия, ибо если мы пьем поругание как воду жизни, если с благодарением соглашаемся и с теми винами, с теми наветами, которые Бог повелевает изрекать на нас чрез врагов наших, Бог дает нам за то Духа Святого, Бог прощает нам грехи наши, Бог увеселяет таковых, умеющих страдать с благодарением и сознанием своей действительной вины пред Христом, дает таковым благодать Духа Святого.

     Поэтому и мы воспользуемся в сегодняшний вечер, как того хочет Мать-Церковь, этим верным и от начала бытия мира ведомым средством стяжания Духа Святого. Воспомянув прожитые годы, воскресив в сознании дни, которые ушли в лету, всем и все простим ради Воскресшего нашего ради спасения Христа Спасителя, и не будет ни одной души, которая, сделав это искренне, останется неутешенной, но каждый из нас в возможную для него меру пусть приимет сегодня благодать Духа Святого, дабы за спиною нашей раскрылись крылья молитвы, поста, любви и воздержания, дабы нам, вступив в Святую Четыредесятницу, течение ее свершить и достигнуть Преславного Христова Воскресения. Аминь.

13 марта 1994 года.



     Читайте также:

     Слово о Прощеном воскресенье и Великом посте. Читать >>

     Слово в Прощеное воскресенье, 2001 год. Читать >>

     Слово в Прощеное воскресенье, 1999 год. Читать >>