Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Обретенный рай

Светися, светися, новый Иерусалиме!

     Христос Спаситель восстает из гроба живым. Являясь в течение сорока дней Своим ученикам, Он поучает их тайнам Царствия Божия. Затем восходит на небеса, дабы десять дней спустя Вознесения ниспослать Апостолам благодать Утешителя Духа. Дух Святый открывается им в образе огненных языков и опочивает в сердце каждого, озаряя учеников ведением неизреченных тайн. Через руки святых Апостолов благодать Господня возрождает всех, принимающих крещение с верой в Сына Божия.

     Эта благодать и поныне делает причастниками Царствия Небесного членов Православной Церкви, если они с ревностью исполняют заповеди Господни. Эта благодать возводит умы и сердца христиан на небо, показывает им, по неизреченной милости Божией, райские обители. Пасха Христова раскрывает духовную силу, красоту, святыню и премудрость в учениках Господа, вверяющих свои сердца водительству благодати.

     Озаренные светоносной радостью Воскресения Христова, войдем и мы, дорогие читатели, со страхом и трепетом в таинственный Едем, Рай сладости, и насладимся уготованной нам духовной трапезой!

     "И увидел я новое небо и новую землю..." - говорит тайнозритель Царства Небесного, святой Иоанн Богослов (Откр. 21, 1). Светло тамошнее небо, девственна и прекрасна оная земля. Не омрачает взора ни единое зрелище бедствий и страданий человеческих, без которых невозможна и немыслима земная жизнь. Водворившись в духовном Раю, испытывает душа величайшее облегчение и покой. Отчего же? Оттого что нет там, в райских обителях, ни явного, ни тайного присутствия зла.

     Здесь, на земле, даже в самые счастливые минуты бытия мы должны быть настороже по причине подстерегающих нас искушений. Враг человеков, падший ангел, коварен и жесток. Даже если благодать Господня, осеняющая истинных рабов Божиих, заставляет его отступить, он не успокаивается. Сидит в засаде, затаившись, следит, выжидает, когда можно будет приступить к душе, воспользоваться ее невниманием и всеять в сердце худые плевелы - дурные и гордостные помыслы. Не встрепенется христианин, молитвой не пожжет эти сорняки, они возьмут силу, разрастутся - и покроется душа мраком греховным. В этом мраке поселится сатана и будет содержать грешного человека в рабстве, унижая и мучая своего пленника. Не так в Раю Господнем! Легко и свободно дышится помилованной Богом душе. Изгнан вон диавол со своими приспешниками, бесами. Царствуют в сердце человеческом смирение и кротость Христовы. На этих добродетелях, как на некоем престоле, восседает Божество. Вверху, внизу, спереди и сзади, по сторонам, внутри и снаружи осиявается душа благодатью, наполняющей ее неизреченным покоем, миром и радостью. Не увидит человеческая душа в райских обителях ни единого угрюмца или преданного печали. Никто не смутит ее здесь взглядом настороженным и подозрительным. На челе встречающихся ей не видно тревоги, страха, неприязни. Нет, нет! Напротив, все обитающие здесь существа - и ангелы, и люди - пронизаны, одухотворены, преисполнены радостью и любовью. Да иначе и быть не может - это же Рай Господень! От обращенных на нее светлых взоров помилованная душа раскрывается, как цветок под теплыми, ласковыми солнечными лучами. Оставаясь трепетной, она несколько смелеет, словно любознательное чистое и благоговейное дитя, смотрит вокруг себя и приходит в еще большее удивление, радостное изумление, - такие неизглаголанные красоты открываются ее очам!

     Всюду и во всем чувствуется присутствие Божие. В воздухе разлита благость Господня: дышишь ею - просвещается ум, сердце вкушает сокровенную манну премудрости Божией. Созерцание тамошних красот - от горних сфер до малой былинки - побуждает душу изливаться в сердечной молитве благодарения и славословия Творца, украсившего таким великолепием Свое творение. Как ни прекрасно оно, внимание небожителей устремлено к единому Источнику света, заливающему Рай, так что не обретается в нем ни единого темного уголка. Этот Источник - превысшая всякого описания и понимания Божественная Троица, Святая, Единосущная и Нераздельная, живущая в свете неприступном.

     Влекомая этим светом, душа уже не желает смотреть ни на что иное, да и не может. Вкупе со всеми предстоя лицом к лицу Живому Богу, она вступает в область райского блаженства, всегда возрастающего и никогда не имеющего конца...

     Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

     ...О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте, и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего!..

     Вот о чем поведать, дорогие мои, необходимо пастырю его словесным овечкам, вот на какие духовные пастбища надлежит выводить разумные души в праздник Пасхи Господней. Путь же в эту райскую страну проложен Господом нашим Иисусом Христом посредством Креста и Воскресения, а обретается в глубинах кающегося сердца каждым, кто желает молиться и исполнять заповеди Божии.

Светлое Христово Воскресение.
2 / 15 апреля 2001 г.