Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Праздник святителя Николая Чудотворца.
Проповедь в храме за Всенощной

     Христос Воскресе! Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с праздником святителя и Чудотворца Николая, днем его перенесения в Бар-град из Мир Ликийских.

     Событие, которое некогда, как это часто бывает в живой истории, воспринималось трагически почитателями цельбоносных мощей святителя и Чудотворца Николая. Однако, на все есть Божий Промысл. Великое видится на расстоянии. И особенно хорошо видится на расстоянии нескольких столетий. Мы с вами, наши деды и отцы, пережили страшные революционные годы, военные годы. Меняется жизнь и в нашем Отечестве, в чем-то к худшему, в чем-то к лучшему. Но замечательно то, что древние святыни Православного мира ожили, и заговорили, и дарят свое благодатное тепло и свет тысячам православных людей. И Бар-град – маленький и совсем незаметный городок Италии, который был бы равен сотням подобных приморских городков, – привлекает к себе внимание едва ли не всей Вселенной. И как часто, направляя свои стопы в Иерусалим, дабы поклониться Живоносному Гробу Господню, паломники ухитряются еще и воздать честь святителю и Чудотворцу Николаю.

     Благодарная Россия создала там некогда замечательный уголок русской земли. И многие знают, что гостиничный комплекс, еще царского времени, казалось, безвозвратно утерянный, сегодня уже возвращен России, является ее собственностью. И, судя по все умножающемуся количеству паломников, преимущественно, из России и других православных стран и земель, святитель Николай велегласно ныне проповедует Православие. Воцерковляет многих наших крещеных соотечественников, оказавшихся на чужбине. Просвещает тех, кто был крещен в инославии, помогает им обрести Свет Истины.

     Не все знают, что другая часть мощей святителя Николая, не меньшая, чем та, которая почивает в Баре-граде, находится в Венеции.

     Ну, а мы с вами здесь, в России, ощущаем присутствие святителя Чудотворца, его близость к нам, недостойным, его ежедневное служение всей Церкви и каждому из малых чад его. Что в доказательствах не нуждается. Но внутренний опыт каждого из нас нам свидетельствует: среди величайших святых нет иного, столь близкого нам по духу, как Чудотворец Николай.

     Между тем, он был обыкновенным человеком. И если внимательно вчитываться в Акафист, который только что мы слышали, становится ясным: помимо избранничества свыше и особенных даров, им сохраненных, был еще с его стороны приложен великий труд. В акафистном пении говорится, в частности, что святитель Николай претерпел борение со многими помыслами. В молчании уст он трудился сердцем в покаянии. И мало-помалу, превзошед сопротивление врага рода человеческого, настолько очистил свой ум и сердце, что стал собеседником ангелов, стал способным ясно созерцать свет Божественной Троицы. Носилом, обителью Которой он стал еще при жизни.

     Между тем, и каждому христианину XXI-го столетия должно подвизаться точно так же, как святитель Николай. Трудиться, то есть, над очищением своего ума. Часто мы говорим: вот этому святому была дарована такая благодать. «А нынешние, ну-тка». Между тем, каждый из нас в Таинстве Крещения уже получил эту благодать, и от него лишь зависит, в какой мере она раскроется в нас. В какой мере мы будем ощущать, осознавать ее содействие нам. Что для этого нужно? Заботиться о чистоте ума. Ибо наш ум, или дух, словесная сила, живущая в нас, высшая способность души, - есть тот орган, посредством которого мы ищем Бога, обретаем Его и упокоеваемся с Ним, Богом, в чистой молитве.

     Но этому предстоянию Живому Богу препятствуют многие изнутри подходящие к нам искушения. Это и посторонние мысли, это и ненужные воспоминания, это и навязчивые образы, это и страсти, которые иногда произвольно, а иногда непроизвольно с нашей стороны разливаются, как наводнение, грозя потопить под собою молящееся сердце. Итак, христианину потребно всегда быть на страже своих переживаний и всегда, по возможности, иметь ум обращенный к Богу в молитве. И наблюдать, дабы непрошенные гости не вселялись в наше сердце чрез рассеянность ума. Вот труд святых. Вот подлинное бдение, бдительность, трезвение, которые требуются от каждого из нас. Нравственным чувством, богоданной способностью различать добро и зло мы должны встречать приходящего и стучащегося во врата нашего ума и вопрошать: «Наш ли еси или от супостат наших?» Если подошедший несет в себе злую силу – гордость, осуждение, похоти, сребролюбие, уныние, печали – то именем Господа Иисуса Христа, как мечом, надлежит отогнать от священных пределов сердца этого непрошенного посетителя. И сколько за день нам приходится терпеть схваток! Как часто мы побеждаемся - по нашей рассеянности, невнимательности, недостаточной духовной бдительности – врагами нашего спасения. Однако, восстал, очнулся, покаялся, - и снова в бой.

     Святитель Николай свидетельствует опытом своей жизни, как плодоносно это трудничество очищения ума и сердца. Потому что чрез молитву, как чрез отверстие некое, сердце заполняется благодатными дарами. Плоды духа суть мир, радость, любовь, долготерпение, кротость, воздержание. А прежде их смирение. Но для того, чтобы эти плоды умножались в нашем сердце, будем следить, чтобы свят был корень. А корень – чистота ума. Корень – всегдашняя готовность отринуть от себя недолжный образ, впечатление, ощущение. Корень – всегдашнее ходатайство о помиловании, всегдашнее прибегание к Иисусу Христу. Корень – призывание Его святого имени.

     Будем трудиться по мере наших слабых сил, испрашивая помощи святителя и Чудотворца Николая. И будем верить, что не за труды наши, а по милости Божией и по ходатайству святителя Христовы добродетели расцветут в нашем сердце. И мы будем себя чувствовать подлинными детьми святителя и Чудотворца Николая.

     Христос Воскресе!

21 мая 2008 года