Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Новости и события

Схимонахиня Александра (1878-1970)


Наверное, в каждой православной семье есть помянник (синодик), куда заботливо вписываются имена имена родных и близких, ныне живущих и почивших, для поминовения в домашней молитве и во время богослужения в храме. Есть такой синодик и в нашей монастырской семье. Ежедневно Матушка игумения с сестрами молятся об упокоении усопших настоятельниц Алексеевского монастыря, его насельниц, духовенства. И с каждой такой молитвой крепнет незримая связь между прошлым и настоящим нашей обители, казалось разорванная и утраченная за годы советской власти. Подтверждением этому служит и то, что постепенно открываются нам имена и подробности жизни людей, неразрывно связанных с Алексеевским монастырем.

Так, в одну из поездок в Зачатьевский монастырь, Матушка Ксения с сестрами узнали о схимонахине Александре (Добротиной) — насельнице Алексеевского монастыря, после закрытия обители проживавшей в Москве. Настоятельница Зачатьевской обители передала Матушке Ксении записки келейницы схимонахини Александры по имени Мария, ухаживавшей за старицей последние шесть лет до ее кончины.

Жизнь схимонахини Александры оставила большой след в душе Марии, которая после смерти своей старицы в 1970 году также стала на иноческий путь, впоследствии приняла постриг с именем Марионилла, окончила свою жизнь насельницей возрожденного Зачатьевского монастыря, упокоилась в 2005 году и была погребена на кладбище в Переделкино в одной оградке со схимонахией Александрой.

Из записей, составленных м.Мариониллой, и прочитанных Матушкой Ксенией в беседе с сестрами, мы узнали, что будущая схимонахиня Александра, родившаяся в 1878 году, поступила в Алексеевский монастырь в 12-летнем возрасте, «по бедности», как писала м.Марионилла. Несла послушание у игумении Антонии (Троилиной), одной из самых известных настоятельниц Алексеевского монастыря, при которой обитель достигла своего расцвета. За строгую жизнь сестры называли будущую схимонахиню старицей. Она прекрасно вышивала шелком и бисером, вышитый ее руками образ Спаса Нерукотворного произвел большое впечатление на художника, который побывал в монастыре, интересуясь работой вышивальщицы. Матушка Ксения предположила, что возможно это был М.В.Нестеров, который действительно посещал золотошвейные мастерские в Алексеевском монастыре, о чем оставил воспоминания.

Как вспоминала келейница м.Александры, - «перед смертью матушка говорила, что «монастырь закрыла власть за грехи. Когда закрыли монастырь кто умер, кого сослали, кто вышел замуж, а меня не тронули — ждали моей смерти, так как я была в тяжелом состоянии с пороком сердца. За мной ухаживала инокиня Анастасия, в миру она была медицинской сестрой, а в монастыре врачом».

По словам м.Мариониллы, схимонахиня Александра «вышила бисером иконы Божией Матери «Целительница» и «Грузинская»», которые находятся в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Как предположила Матушка Ксения, скорее всего это были не иконы, а оклады к ним.

Среди других работ мастерицы - вышитый образ архистратига Михаила, который «висел в келье Патриарха Алексия I в Патриархии».

Мон. Александра также вышила по заданию властей «знамя Советского Союза». Как рассказала мон.Марионилла, поступивший от властей заказ смутил схимонахиню Александру, она долго молилась перед иконой Божией Матери Утоли моя печали «староафонского письма» и услышала голос от этого образа - «смирись». Мать Александра послушалась и вышила знамя.

схимонахиня Александра (Добротина)
схимонахиня Александра (Добротина)
За работу схимонахине Александре предлагали выбрать
игумения Мария (Преженцова)
игумения Мария (Преженцова)
себе жилье и она выбрала домик в провисшей крышей, в кухню которого поселила последнюю игумению Алексеевской обители Марию (Преженцову), а в комнате поселилась сама с сестрами.

Однажды в доме случился пожар, но по молитвам матери Александры перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина» пожар огонь стих.

Схимонахиня Александра часто переживала тяжелые приступы, находясь при смерти. Но после причастия «у нее щеки розовели, глазки улыбались, она вставала за стол и говорила с батюшкой на духовные темы».

Многие монашествующие и миряне приезжали к схимонахине Александре для духовного совета. Жила схимон. Александра очень скромно, но недостатка не было ни в чем. Как пишет ее келейница: «всех мы кормили и не оскудевал стол. Царица Небесная нас кормила».

У матери Александры находилась упомянутая икона - Божией Матери «Утоли моя печали» из старого Афона», перед которой она часто молилась, а перед смертью, «волновалась, говорила: «не могу умереть, пока не устрою Царицу Небесную». По благословению Святейшего Патриарха Алексия I , икону увезли в «маленький храм в Переделкино», где, в одном из храмов Патриаршего подворья, она находится и сегодня.

Отошла ко Господу схиимонахиня Александра (Добротина) в 1970 году и была погребена на кладбище в Переделкино в одной ограде с монахинями Зачатьевского монастыря — схимонахиней Асенефой и монахиней Антонией. В той же ограде похоронили и бывшую келейницу м.Александры, принявшую постриг с именем Марионилла, и окончившую свои дни также в Зачатьевской обители.

Недавно настоятельница нашей обители игумения Ксения с сестрами побывали на кладбище в Переделкино и вместе с настоятельницей Зачатьевского монастыря игуменией Иулианией и сестрами обители помолились у места погребения, объединившего насельниц двух монастырей, возросших из одного корня — Алексеевского монастыря, основанного свт. Алексием по просьбе своих сестер Иулиании и Евпраксии. Заупокойную литию отслужил епископ Павлово-Посадский Фома, настоятель храмового комплекса в Переделкине.

«Просите, и дастся вамъ: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» - призывает Господь (Мф. 7:7). И действительно, нынешним насельницам, кропотливо отыскивающим исторические свидетельства о жизни монастыря, постепенно открываются, казалось утраченные, уничтоженные в годы советской власти подробности истории обители, все больше мы узнаем о жизни сестер, о том какие они были, и это укрепляет ту незримую связь, то духовное преемство, без которого невозможно было бы возрождение старейшего в Москве Алексеевского женского монастыря.