Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Новости и события

Михайлов день в Алексеевской обители

В этом году 21 ноября, день Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, в Алексеевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы прошёл особенно торжественно. Начался он с Божественной литургии, на которой присутствовали все сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Ксенией. Божественную литургию вместе со старшим священником и духовником обители протоиереем Артемием Владимировым служили протоиерей Александр Симаков, иерей Артемий Сахаров, а также игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского монастыря, и иерей Алексей Харламов, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке. Храм Всех Святых, несмотря на будний день, был полон народа. Многие гости и прихожане исповедовались и причащались Святых Христовых Таин.

Радость праздника усугубилась ещё и тем, что в этот день в Алексеевскую обитель вернулась икона Архангела Михаила, ранее находившаяся в одноимённом храме больничного корпуса обители, полностью разрушенного в 1979 году. В завершение литургии президент Клуба меценатов и благотворителей России, академик Российской Академии естественных наук, поэт и предприниматель Евгений Михайлович Ряпов передал в дар возрождённой обители выкупленный им и отреставрированный святой образ. По мнению специалистов, икона написана в 60-70-е годы XIX столетия иконописцем высокой духовной жизни.

В своём слове Матушка игумения сердечно поблагодарила Е.М. Ряпова за безвозмездную передачу образа монастырю. Она отметила, что дата возвращения иконы несколько раз переносилась. Это происходило, видимо, неслучайно, поскольку Господь определил именно этот день для совершения торжественного акта. В день Архангела Михаила монашествующие задумываются о своём призвании, о смысле монашеского пострига, который именуется последованием малого Ангельского образа. По словам Матушки, икона возвращена в монастырь в те дни, когда сёстры обители готовятся к первым постригам. Игумения Ксения призвала сестёр и прихожан к усердной молитве и выразила надежду, что потемневший от времени образ по молитвам прихожан станет светлее. Сегодняшнее событие, по мнению Матушки, может стать отправной точкой для возврата в обитель иных святынь, находящихся как в частных коллекциях, так и в московских храмах.

В своём слове духовник обители отметил, что Архистратига Михаила наш народ особо чтит и в связи с апокалиптическими чаяниями. На возвращённой по Промыслу Божию иконе изображён Архангел Михаил, который трубным гласом пробуждает мёртвых в час Второго Пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. «Эта святыня, – продолжил протоиерей Артемий Владимиров, – возвращается в свою обитель, напоминая нам о том, что время скоротечно, а русскому народу всегда было свойственно как ощущение бренности земной жизни, так и готовность трудиться во славу Церкви и Отечества. Такой архангеловой трубой для России с известной смелостью можно назвать перо Михаила Никифоровича Каткова, истинного патриота, выдающегося публициста, русского мыслителя и государственного деятеля, издателя, самого просвещённого выразителя всей полноты русской и мировой культуры, до мастерства, искренности и горячности которого трудно подняться современному служителю слова. Некогда он поднёс памятный кирпич игумении Антонии (Троилиной) на строительство храма Всех Святых Алексеевской обители, где и нашёл своё упокоение. А ныне мы проводим в этом святом месте Москвы Катковские чтения, посвящённые памяти Михаила Никифоровича Каткова.»

По традиции перед началом Катковских чтений в храме Всех Святых была отслужена лития по М.Н. Каткову и всем тезоименитым Михаилам, верой и правдой послужившим своему Отечеству.

Традиционные для нашей обители Восьмые Катковские чтения прошли в актовом зале Алексеевского монастыря. Празднично украшенный зал был заполнен не только сёстрами и прихожанами обители, но и гостями. Катковские чтения, по благословению Матушки игумении, были подготовлены сёстрами и сотрудниками музея обители, возглавляемого Е.В. Путинцевой. Впервые на чтения прибыли студенты факультета теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, чему хозяева чтений были искренне рады.

Главная тема чтений в этом году созвучна событиям, происходящим в наше время в России и во всём мире: «Освящённая государственность: Катков и современность». И это не случайно. В 1850–1880-х годах Катков был одним из главных вдохновителей и организаторов русской национальной политики, вождём и идеологом охранительного движения. Мужественно противостоя натиску революционеров и либералов, он сыграл важную роль в сохранении незыблемости самодержавия и укреплении исторических начал русского государства. Основной задачей чтений было обсуждение ключевых проблем современности в свете публицистического наследия М.Н. Каткова. В наше время, когда возрождается русский мир, а Россия возвращается к своим национальным идеалам и незыблемым нравственным ценностям, «сильное слово Каткова» звучит чрезвычайно актуально.

Чтения вёл протоиерей Артемий Владимиров. Первый доклад на тему «Православное представление о монархии» предложил вниманию слушателей магистр богословия, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе протоиерей Валентин Асмус, уже во второй раз принимавший участие в Катковских чтениях. Отец Валентин отметил, что русские самодержцы были приверженцами византийской традиции и подлинно православными государями. Он напомнил о том, что во времена Византии от позиции императора зависело принятие решений на Вселенских Соборах. Такое же значение имела царская власть и в России, поэтому русскую историю нужно оценивать, оглядываясь на византийскую историю, на которую ориентировались наши правители.

Далее со словом «Катков и Победоносцев» выступил Александр Николаевич Николюкин, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН. В начале своего слова он попросил почтить память недавно почившего С.С. Лесневского, замечательного издателя, главного редактора издательства «Прогресс-плеяда», который стоял у истоков Катковских чтений и был их постоянным активным участником.

Живой интерес у слушателей вызвало выступление Сергея Фёдоровича Дмитренко, доцента Литературного института имени А.М. Горького, историка русской литературы, прозаика, шеф-редактора журнала «Литература», на тему «Катков и Салтыков-Щедрин».

Завершило чтения яркое и запоминающиеся слово ведущего редактора отдела «Политика, экономика» «Литературной газеты» Владимира Геннадиевича Полякова «Актуальность публицистики Каткова в современной России», который отметил, что, к сожалению, на факультете журналистики МГУ не изучают наследие М.Н. Каткова. Это большое упущение, поскольку благодаря трудам А.Н. Николюкина в наше время издан шеститомник нашего выдающегося публициста. Читая труды Каткова, которому, как считают некоторые историки, не было равных среди современников не только в России, но и во всей Европе, понимаешь, насколько актуальны в наше время его произведения. Если собрать и опубликовать все подшивки издаваемых им «Московских ведомостей», то мы получим подлинную энциклопедию русской жизни.

В заключение чтений было высказано пожелание, чтобы они продолжались и в дальнейшем, привлекая внимание к наследию Каткова, дабы сбылись и в наше время слова Императора Александра III о том, что Россия не забудет заслуг этого верного сына России, а его «сильное слово, одушевлённое горячей любовью к Отечеству», будет и впредь возбуждать русское чувство и укреплять здравую мысль в смутные времена.

По окончании Катковских чтений по обычаю слушателям была предложена поминальная трапеза в монастырской чайной.

Фото: Николай Сапронов