Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Новости и события

Выступление протоиерея Артемия Владимирова на Михайловских Пушкинских чтениях 21 августа 2014 года

В этом году Михайловские Пушкинские чтения, проходившие 20 – 24 августа в Пушкинских горах, были посвящены 190-й годовщине приезда А.С. Пушкина в Михайловское. Как было отмечено в приветственном слове директора Пушкинского Заповедника Г.Н. Василевича, 2014 год насыщен юбилеями: 200 лет Парижского мира, победоносно завершившего участие России в наполеоновских войнах (наполеоновская тема образует целый исторический цикл в творчестве поэта), 160 лет со дня начала героической обороны Севастополя в ходе Крымской войны, 100 лет начала Первой мировой войны, 70 лет освобождения от немецких захватчиков Псковской земли. Поэтому в качестве эпиграфа и лейтмотива Чтений была выбрана строка из пушкинского «Бориса Годунова»: «Описывай не мудрствуя лукаво… Войну и мир…» Программа выступлений прибывших на Чтения из разных уголков страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Ярославля, Нарвы) писателей, поэтов, искусствоведов, филологов, музейных работников была необыкновенно разнообразной. В течение двух дней было заслушано 26 докладов различной тематической направленности.

Отец Артемий впервые принял участие в Пушкинских чтениях и назвал своё выступление «Война и мир в недрах человеческой души». Жанр своего выступления московский пастырь назвал не докладом, а размышлением с лирическим оттенком. Он начал с того, что Александр Сергеевич был и остаётся живой личностью, с которой мы соприкасаемся, как только вступаем в общение с музейной экспозицией Пушкиногорья, любуясь величественной природой Михайловского, Тригорского или Петровского и, конечно, молясь о упокоении поэта.

Сегодня мы являемся свидетелями того, как в величайших страданиях воскресает русский мир. Александр Сергеевич является его воплощением и выражением. Он – благовестник мира, в котором так нуждается и наша земля, и наши сердца (по слову преподобного Серафима, «стяжи дух мира – и тысячи вокруг тебя спасутся). Прикосновение к наследию Пушкина обильно миром, тишиной, оно даёт нам правильное представление о том, что есть равновесие ума и сердца, временного и вечного.

Михайловский период творчества нашего гения вбирает в себя всё: и природу Пушкиногорья, овеянную пушкинской поэзией, и интерьеры усадеб, в которых скользят светлые тени тех, кому они принадлежали. Пушкиногорье – это совершенно особый островок России, находясь на котором человеческая душа чувствует умиротворение. После первого посещения этого места у отца Артемия родилось стихотворение «Пушкинские горы»:

Ах эта русская природа,

Святая псковская земля –

Тишь и смиренная свобода

Под серым небом февраля.

Любимые поэтом дали,

Теченье плавное реки,

Озёра цвета тёмной стали,

Сокрытые средь зимней мглы. 

Усадьба милая на всхолмье

И воскрешённый барский дом.

Здесь русского поэта помнят

Во мхах деревья. Вот и он,

Встречает нас печальным взором,

Задумчиво держа перо.

Отрадно быть под этим кровом!

Притихший, я смотрю в окно: 

Недвижны воды, лёд по кромке,

На нивах – блёклый, влажный снег,

Колена гибкие речонки

И позади печальный брег...

Поэзии удел священный,

Навек воспетый русский край!

Ты ссылкой был уединенной

Поэту. Нам, потомкам, – рай...

Саму жизнь Пушкина  можно назвать войной и миром, войной со страстями, которые поначалу стремились одержать победу над сердцем поэта, но которым он не хотел отдаваться. Трагическая жизнь поэта, оборвавшаяся в единочасье, необыкновенно назидательна. И тот, кто, любя поэта, вместе с ним падает и встаёт, как бы проживает вместе с ним его жизнь, находит вектор движения к Богу, к обретению покоя, а Пушкин искал этого покоя.

Мы верим в то, что поэт обрёл истинную жизнь за гробом, поэтому,  молясь за него, мы вступаем с ним в общение. Воплощая в себе богатство русского духа, поэт оставил нам подлинное сокровище своих великих произведений. Но всё, что он написал и в стихах, и в прозе, сокрыто в его бессмертной душе. У этой-то души русского гения мы, потомки, можем заимствовать драгоценные качества: достоинство и благородство, веру и верность, мужество и жертвенность, честность и честь, дружественность и радость общения с единомысленными людьми, решимость исполнять Божественное предначертание ценой самой жизни…

Лирическое размышление  протоиерей Артемий заключил чтением своего стихотворения,  обращённого к гениальному поэту, «Просьба»:

Когда взираю на твоей души богатство,

 Теряюсь и не знаю, что просить взаймы...

 Ума, что обнимал собою царства

И летопись вёл мира и войны?

Быть может, даруешь мне сердце ново,

Как некогда пророку Серафим,

Чтоб на погостах, площадях и кровах

Вещал я слово мёртвым и живым?

 Любви к Отечеству просить мне стыдно –

С тобою Родина у нас одна...

Но ты отмщал за все её обиды –

И вещим слогом ей служил сполна.

Не попрошу страстей твоих мятежных

И скорых, неблистательных побед,

 Но научи меня и "искренно, и нежно''

Той послужить, которой дал обет...

Прошу, поэт, достоинства и чести,

Отваги защищать своих друзей.

Освободи от страхов, низкой лести

И не гнушайся слабости моей.

И наконец, предвидя час кончины,

 Я, как и ты, хотел бы умирать:

Оплакав грех, смиренным, блудным сыном

Во светлый Лик с надеждою взирать...