Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Новости и события

Поездка со Святейшим Патриархом на Соловки

С 16 по 19 августа 2014 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Соловецкую обитель. В составе делегации была наша Матушка, настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ксения, интервью с которой предлагаем Вашему вниманию.

1. Матушка, ежегодно Вы в составе делегации Московской Патриархии бываете на Соловках. Каковы цели этих визитов?

Действительно, на протяжении ряда лет я ежегодно принимаю участие в визитах Святейшего Патриарха на Соловки. Здесь Святейший проводит совещания с участием архиереев, наместника монастыря архимандрита Порфирия, а также различных должностных лиц федеральных, областных и местных органов власти.

В этом году совещание прошло с участием заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю.Голодец, а также трех министров.

На совещаниях решаются стратегические и текущие вопросы финансирования, восстановления и использования архитектурных ансамблей Соловецкого монастыря и его скитов.

Лично для меня поездка на Соловки - не столько “служебная командировка”, сколько паломничество на Русскую Голгофу. В этих поездках я черпаю силы к несению жизненного креста.

2. Чем Вас привлекают Соловки?

Людей, которые любят бывать на Соловках, называют в шутку “осоловевшими”. К их числу отношусь и я, причем Соловки вошли в мою жизнь достаточно давно.

Первая моя поездка на архипелаг состоялась в 2005 году, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия я отправилась на Соловки для помощи монастырю по правовым вопросам взаимоотношений с государственным музеем.

Как-то сразу я полюбила Соловецкую землю. Иногда я думаю, что если бы была мужчиной, то ушла бы в Соловецкий монастырь. Здесь все располагает душу к христианскому подвигу - и величественная северная природа, и исключительное монашеское прошлое островов (до революции здесь жили только монахи; мирян, желающих “отобрать остров” у монахов, изгнал отсюда Ангел).

Но особый колорит архипелагу придает его “лагерное прошлое”. Признаться, я прочитала немало воспоминаний соловецких узников, неоднократно бывала в Соловецком музее, посвященном памяти жертв репрессий. Помню, как в самый первый приезд на Соловки, сидя в библиотеке монастыря и изучая документацию, я обратила внимание на несколько лежащих на столе предметов, в том числе какую-то дощечку с нацарапанной на ней надписью. Возле этих предметов был кусочек бумаги, на котором от руки чернилами было написано “Секирка”. Это слово - “Секирка” - было мне незнакомо, но почему-то оно меня заинтересовало до такой степени, что я спросила о его значении сопровождавшего меня монаха Герасима. “Секирка?” - удивился он, - “это наш скит; там был штрафной изолятор в период СЛОНа”.

Так вот и получилось, что знакомство с Соловками у меня началось с Секирки. Чуть ли не в первый день приезда на Соловки я отправилась туда.

3. Святейший в этом году посетил о. Анзер, совершил Литургию в Голгофо-Распятском скиту. Вы были на Анзере?

Конечно. Мы выехали из отеля 17 августа в 5.30 утра и более двух часов плыли на катере по Белому морю на Анзер. Белое море – холодное, прозрачное, очень красивое. Стоять на палубе катера, правда, не всякий сможет, поскольку по морю гуляет северный ветер.

Из катера мы высадились небольшими партиями на моторную лодку. На первую лодку “погрузились” владыки. Они, уплывая, приветливо помахали нам, наблюдающим за ними из каюты. Прибыв на остров, мы двинулись по лесной дороге в Голгофо-Распятский скит.

За Литургией я причащалась вместе с еще одной игуменией - Софией, настоятельницей Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга.

На Анзере я была уже не первый раз. В 2007 году я прожила здесь две недели, что считаю до сих пор каким-то чудом. Ежедневно я посещала Анзерскую Голгофу - таинственную гору, название которой дала Сама Пресвятая Дева. Анзерская Голгофа расположена на одной широте с Иерусалимской Голгофой Спасителя. Эта гора в июне покрывается голубыми незабудками. Невидимая небесная рука взращивает эти цветы там, где находятся многочисленные братские могилы наших соотечественников, которых тысячами сгоняли в лагерь смерти. В храме Распятия Господня на Голгофе была устроена лагерная больница для больных тифом. В этой больнице скончался священномученик Петр (Зверев). Перед смертью владыка несколько раз написал на больничной стене, к которой была прислонена его кровать, - “жить я больше не хочу…”

И, действительно, на Анзерской Голгофе, так же как и на Секирной горе, умирала в страшных муках Россия. Чтобы понять и почувствовать это, нужно посетить эти места, нужно ознакомиться с воспоминаниями страдальцев, “прошедших” Соловки. Я уверена, что без памятования о том времени нельзя сейчас жить.

Помнится, скитоначальник Голгофо-Распятского Анзерского скита о. Евлогий подарил мне тогда, в 2007 году, небольшой старинный образ Соловецких преподобных, на котором изображен также и святитель Филипп (Колычев).

4. Решение о возрождении Алексеевского монастыря было принято Синодом год назад - как раз в день празднования перенесения мощей свт. Филиппа. Мощи переносились из Соловков в Москву…

Да, 16 июля мы с сестрами отмечали годовщину возрождения Алексеевской обители.

Святитель Филипп, память которого празднуется в этот день, был наместником Соловецкой обители. Именно при нем были воздвигнуты башни, стены и основные храмы обители. Причем строительным материалом послужили валунные камни.

Царь Иоанн Грозный призвал Филиппа на Московскую митрополичью кафедру из Соловков... Мощи убитого святителя покоились сначала в Тверском Отрочем монастыре, а затем были перенесены в Соловецкую обитель, откуда 16 июля 1652 года, по почину Патриарха Никона - бывшего Соловецкого монаха -  мощи были торжественно перенесены в Московский Кремль, где до сего дня и покоятся.

Думаю, что Алексеевский монастырь воссоздан 16 июля 2013 года не без молитвенного участия святителя Филиппа. Кстати, за полторы недели до этого события я вместе с сотрудниками юридической службы Московской Патриархии провела 5 дней на Соловках…

5. Матушка, как Вы думаете, почему Святейший ежегодно бывает на Соловках? Это связано с вопросами восстановления архитектурного ансамбля?

Делегация Московской Патриархии во время соловецких визитов Патриарха проживает с ним в одном отеле. Невольно мы видим Святейшего в неформальной обстановке. И надо сказать, на Соловках Святейший преображается. Несомненно, он очень любит Соловки.

Во многом это связано с тем, что в соловецком лагере “особого назначения” несколько лет томился дедушка Патриарха - о.Василий. В прошлом году мы посетили Савватьеву пустынь, где была “лагерная командировка”, в которой побывал о. Василий.

В этом году во время обеда в Голгофо-Распятском скиту Святейший высказал мысль о том, что многие наши соотечественники стремятся на Афон и даже материально помогают Афонскому монастырю, что само по себе, конечно же, хорошо. Однако приходится сожалеть, что наши русские обители - не менее величественные и прекрасные, намоленные и омоченные кровью невинных страдальцев - остаются без должного внимания.

Соловки нуждаются в помощи. Очень многое там предстоит восстановить. Хотела бы призвать тех, кто имеет средства, посетить эту древнюю обитель и внести свою лепту в дело ее возрождения. Впрочем, и те, кто не имеют средств, являются долгожданными гостями в этом святом месте.

Интервью записала сестра Татьяна Графутина, насельница Алексеевской обители