Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Новости и события

Шестые Катковские чтения 21 ноября 2012 года

21 ноября 2012 года при храме Всех святых, что в Красном Селе, бывшего Алексеевского монастыря  состоялись очередные Катковские чтения, посвящённые дню памяти М. Н. Каткова. Традиционно они предварялись служением панихиды в храме Всех Святых, донатором которого был Михаил Никифорович, преподнёсший некогда символический кирпич с пожертвованиями на строительство храма игумении Антонии (Троилиной). Панихиду совершил настоятель храма протоиерей Артемий Владимиров. После панихиды участники чтений, гости и прихожане храма проследовали в здание Церковно-приходской школы N1 имени К. П. Победоносцева, где в актовом зале прошли Шестые Катковские чтения.


К сожалению, не все докладчики, обозначенные в программе, смогли прийти, поэтому чтения в этот раз носили импровизированный характер. Первый выступающий, протоиерей Артемий Владимиров, отметил в своём сообщении кипучию энергию, самоотверженность служения Каткова на благо Отечества, силу его слова, что сделало его самым известным и влиятельным публицистом. Не только в России, но и далеко за её пределами, в течение двадцати четырёх лет постоянно говорили о Каткове, читали и обсуждали его статьи. Его называли «златоустом-апостолом величия и славы России», «русским палладиумом», «грозою Германии и Англии». Церковь и общество, государство и семья, наука и искусство – все стороны человеческой жизни и деятельности охватывал он своим орлиным зорким взглядом. Его мнением дорожили сильные мира сего, к его слову прислушивались народные правители, его душа стала близкой всем истинно русским людям. Всё, чего бы Катков ни касался, он пытался решать с позиций национально-государственных интересов России.


Доктор филологических наук, профессор Института русского языка имени А.С. Пушкина В. И. Аннушкин рассказал о Лицее имени цесаревича Николая, основанном М. Н. Катковым и о том, на каких принципах классического образования строилось там обучение.


О графе Уварове и идейном содержании триады «Православие-самодержавие-народность» рассказал А. Л. Савельев, главный редактор журнала «История-первое сентября».


Об отношении М. О. Меньшикова к М. Н. Каткову мы узнали из сообщения кандидата педагогических наук В. Б. Трофимовой.


Чтения завершились ярким выступлением шеф-редактора журнала «Литература» Дмитренко С. Ф. на тему «М. Н. Катков в сегодняшней России».


Как отметила ведущая чтений, кандидат филологических наук, литературный секретарь протоиерея Артемия Владимирова Е. В. Путинцева, через все выступления прошла тема образования и просвещения, которой Михаил Никифорович придавал большое значение. Те принципы обучения, которые были заложены в Уставе созданного им Лицея имени цес. Николая, очень востребованы и в наше время и должны быть изучены и представлены широкой и, прежде всего, учительской общественности, на предстоящих Рождественских чтениях.


Те идеи, рупором которых был М. Н. Катков, пришло время донести до наших современников, ищущих национальную идею и основу для своего объединения. Катков, будучи разносторонне образованным человеком и охранителем русского государства и культуры, умел соединять в своей деятельности прогрессивное и консервативное начала.  Его утверждения звучат сегодня удивительно актуально и дают ключ к решению многих трудноразрешимых проблем современности:  «В чём состоит истинное назначение охранительного начала? В чём заключается сущность и цель прогресса? Истинно прогрессив­ное направление должно быть в сущности консервативным, если только оно понимает своё назначение и действительно стремится к своей цели. Чем глубже преобразование, чем ре­шительнее движение, тем крепче должно держаться общество тех начал, на которых оно основано и без которых прогресс обратится в воздушную игру теней. Всё, что будет клониться к искоренению какого-нибудь существенного элемента жизни, должно быть противно прогрессивному направлению, если только оно понимает себя. Всякое улучшение происходит на основании существующего; этому учит нас природа, во всех своих явлениях и формациях...». «Чуткий, понимающий себя консерватизм, не враг прогресса, нововведений и реформ; на­против, он сам вызывает их в интересе своего дела, в интересе хранения, в пользу тех начал, которых существование для него дорого; но он с инстинктивной заботливостью следит за про­цессом переработки, опасаясь, чтобы в ней не утратилось чего-либо существенного. Истинно-охранительное направление, в сущности, действует заодно с истинно-прогрессивным».


Смелая критика Каткова «государственных во­ров» также сегодня чрезвычайно актуальна.  И здесь можно согласиться с одним из авторов суворинской газеты «Новое Время», К. Бороздиным, который в 1887 г. написал: «Катков оставался до конца недремлющим стражем двух принципов: целости и единства нашего Отече­ства и незыблемости государственного, самодержавного строя, выработанного самим народом русским. В деятельности своей проявлял поразительную отзывчивость на всё совершающееся в каждом, даже самом захолустном и отдалённом уголке нашей территории; глаз его всюду заглядывал. Именем его пугали всё темное, нечистое, к нему приносились отовсюду апелляции на всякую кривду, как бы высоко она ни совершалась, и знали, что его ничто не заставит молчать и утаивать истину».


О последних днях жизни Каткова оставил свидетельство близко знавший его Н. А. Любимов: «В последний раз я видел Михаила Никифоровича в среду, 1 июля. Тревожные известия побудили меня приехать из Петербурга навестить дорогого больного. Пробыв день в Знаменском и возвращаясь вечером в Москву, я простился с Михаилом Никифоровичем. Он полу­лежал в кресле у открытого окна, куда велел перенести себя, чтобы дохнуть свежим воздухом. Мы поцеловались. Он сказал несколько ласковых слов. Они были из числа последних, про­изнесённых им. Ночью в Москву тревожно приехал племянник Каткова, сообщивший, что вскоре по моем отъезде Михаил Никифорович лишился употребления языка. Речь так и не воз­вратилась до конца жизни. Ударил роковой час. Свеча погасла. Жизнь отлетела. 20-го июля 1887 года, в 4 часа 20 минут дня, на Руси не стало Каткова».


Смерть Каткова произвела сильнейшее впечатление на русское общество, эхом отозвалась в Западной Европе и во всем славянском мире. Из-за границы было прислано более тысячи телеграмм. На погребение съехалось множество зарубежных делегаций. В день похорон Каткова, 25 июля 1887 г., несмотря на проливной дождь, московские улицы и площади были за­полнены народом, пожелавшим проститься с великим журна­листом, литературным и общественным деятелем. «Сильное слово покойного мужа Вашего, одушевленное горячей любо­вью к Отечеству, возбуждало русское чувство и укрепляло здравую мысль в смутные времена», – написал С. П. Катковой Император Александр III.


Как мыслитель, Михаил Никифорович Катков про­шёл большой и сложный путь – от умеренного западника-англомана до крупнейшего представителя консервативного направления русской общественной мысли. Провозглашённые славянофилами истины церковные и народные он дополнил идеей русской государственности, высшим выражением ко­торой убежденно считал русское самодержавие – единствен­ную, на его взгляд, надклассовую и стабилизирующую силу в обществе. Принципиальная позиция внепартийности, неприя­тие идеологии групповщины, стремление соизмерять каждый свой шаг с общенациональными нуждами России сделали Кат­кова публицистом государственного значения. Его огромное литературно-публицистическое и научное наследие не может не вызвать самых различных споров и ещё ждёт своих серьёз­ных исследователей.


Хочется порекомендовать всем познакомиться с творчеством М. Н. Каткова, тем более что издательство «Росток» в Санкт-Петербурге уже выпустило шесть томов его собрания сочинений.