Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа с сестрами Алексеевской обители в день Покрова Пресвятой Богородицы


В день Покрова Пресвятой Богородицы уместно вспомнить слова Псалмопевца Давида, относящиеся к праздникам: Упразднитеся и уразумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11). Сегодня рано утром поспешая в храм, я заметил, как благость Божия отразилась в природе. Утро было светлое, осеннее, чуть-чуть морозное, но такой ясный и тихий лился свет, что сразу можно было почувствовать, что это праздник Богородицы. А по выходе из храма мы все порадовались ясному солнышку. И действительно, природа «не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть язык», славящий Господа и Богородицу.

Слово «покров» теснейшим образом соотносится и с таинством нашего Крещения, и со словами Христа о Страшном Суде и делах евангельского милосердия. Впервые благодатный покров нам был дарован, когда мы, как блудные дети Небесного Отца, крестившись «водою и Духом», погрузились в купель Крещения и получили светлую одежду: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш»1.

Несомненно, что Мать Церковь нас, своих детей, облекает в эти благодатные ризы и своим покровом греет наши души. Но Святые Отцы говорят о том, что, не сохранив благодати Крещения (либо ничего не зная о ней, либо проявляя небрежение и легкомыслие), мы, к сожалению, променяли эту драгоценную, светоносную одежду на рубище, на ветошь греха. Наиболее ясно и убедительно пишут об этом преподобный Макарий Великий (IV–V вв.) и преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.). Действительно, лишившись благодатных одежд, мы, подобно некоему человеку, шедшему из Иерусалима в Иерихон, стали лёгкой добычей разбойников – демонов, которые нанесли нам неисчислимые раны и язвы, так что еле живые мы оставались на дороге, покуда милосердный Самарянин – Христос Искупитель – не нашёл нас и вновь возбудил в нас дух веры и покаяния.

Однако, несмотря на искреннюю исповедь, очищающую от грехов, содеянных во времена отчуждения от Церкви, мы тем не менее сразу не избавляемся от тёмной греховной одежды, которую святой Макарий Великий называет мрачным плащом, обымающим и душу, и тело человека. Этот плащ есть собственно греховное мудрование, сотканное из нитей гордости, похоти, злобы, сребролюбия и всех других страстей. Бессмертная человеческая душа, созданная по образу Божию, томится томлением великим, хотя в её недрах уже возжжён священный огонёк таинства Крещения, который должно возгревать, ибо он даёт соприкосновение с миром духовным, устремляет помыслы к Источнику света. Этот огонёк ярче разгорается в храме и награждает нас сердечным теплом (по принесении покаяния), умиротворением по причащении Святых Христовых Тайн.

Но благодать Божия скрадывает своё действие, и человек, уже было подумавший, что имеет крылья, что он будет летать и не будет мыслить ни о чём низком и худом, вдруг с огорчением обнаруживает, что его помыслы, его сердечные влечения направлены к земле, ум находится в противоречии с чувствами, а в душе уже нет той цельности, мира, гармонии, которые звучат в сердце по причащении Святых Тайн. Эта темнота иногда познаётся нами на физическом уровне, когда грех стучится в ворота сердца, давит на мозг и на чувства. И хорошо, если христианин привык к этой брани, к этому сопротивлению, если он не отождествляет себя со злом, властно заявляющим о своём присутствии. Совсем худо, когда христианин сдаёт позиции, малодушествует, идёт навстречу соблазнам, подвергая себя ещё большему мучению, страданию, как бы парализуя свою душу, умерщвляя её для вечности. Сколько должно пройти времени, пока душа вновь очнётся и поймёт, что так жить нельзя, что нужно выбираться из этого болота. И тогда Господь вновь её обнадежит и освятит, призывая к трудам.

Таким образом, христианин должен сдёрнуть с себя этот тёмный плащ греха, совлечься его, освободиться от этого мрачного рубища, которое покрывает собой не только душу, но и тело (поскольку человек – это психофизическая сущность, личность). И грех (последствия Адамова греха), и наши личные падения своим следствием имеют полное отравление нашей души и нашего тела силой зла.

Обратимся теперь к Богородице, Пречистой Деве Марии, и Её покрову. Для нас очень важно в течение дня не терять из виду Матерь Божию, потому что Она есть воплощённая чистота, красота и смирение. Она – совершеннейшая из всех Божиих созданий. Она опытно прошла тот путь, по которому идём и мы, но прошла Она его торжественно и победоносно, никогда не претыкаясь, не запинаясь, не попадая в силки, но властно Своим смирением, молитвой и любовью отгоняя все призраки тьмы. Усовершившаяся уже в юные годы, Матерь Божия, как мы часто говорим, стала преподобной Учительницей каждой христианской души, имеющей разум, чтобы взыскать Её водительства и руководства.

Праздник Покрова говорит нам о том, что христианин должен обязательно скинуть с себя «шагреневую кожу» греха. Как змея в весеннее время проползает между острых камней, находя в земных недрах лазы с тем, чтобы клочья её истлевающей кожи сошли с неё, так и христианину, если ему не хватает решимости самому изыскивать подобные тесноты и «наждачную бумагу» (это называется произвольным подвигом). должно со смирением, благодушием и любовью принимать всё, что сваливается на его буйную головушку, по Божественней премудрости и по собственным ошибкам и претыканиям. Опыт подсказывает, что больше половины скорбей христианин причиняет себе сам, не туда ступив, не то слово молвив, дерзко пустившись в неизведанное предприятие, и тем самым навлекает на себя искушения. И всё это Божественной премудростью оборачивается нам ко благу, если мы не теряем главной цели нашего земного странствования – обновления нашего духа, как говорит апостол Павел: Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа2.

И Матерь Божия, если мы не будем настолько самонадеянны, чтобы считать себя способными самостоятельно пройти этим путём спасения, существенно облегчает христианину его подвиг, никогда не оставляя его ни в томлении духа, ни в телесных немощах. Преподобный Макарий Великий пишет, что благодать Христова сначала авансом посещает человека после крещения или глубокого покаяния, созидая ему удивительный пир и праздник жизни во Христе: всё легко осуществляется, душа дышит верой, радостью, всё, что связано с храмом и таинствами, становится бесконечно родным; в сердце теплится святой огонёк, который помогает переоценить всю нашу жизнь, все наши вкусы, привычки, воззрения, – одним словом, христианин проживает «медовый месяц» или год, сколько Бог даёт.

Но затем Божественная благодать, приметив, что человек уже полюбил Господа и понимает, что «без Бога не до порога», – выводит подвижника в «пустыню». И тот с удивлением вдруг понимает, что «не всё коту масленица». Утренние и вечерние молитвы, которые он читал наизусть, вдруг стали забываться, душа раньше спешила к исповеди – а тут как будто гири появились на ногах... Всем, наверное, известно это состояние. В книге Екклесиаста сказано: Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы3. Пройдя через эти тесноты и стремнины, христианину должно войти в обетованную землю непременно смиренным и смирённым жизнью, как Моисей. Матерь Божия есть тот столп огненный, ведший в ночи израильтян. Она уравнивает все впадины и выпуклости и делает духовную жизнь отрадной и радостной, лишь бы только нам действительно подражать Её смирению и боголюбию.

Праздник Покрова даёт нам понимание того, чтоˊ это за светлые одежды, чтоˊ это за покров, в который должна облечься душа. Вглядываясь внутрь самих себя, мы прежде всего скажем, что это некая тишина помыслов, упразднение от мыслей, какое-то спокойное, безмятежное состояние человеческого ума, которому свойственно в его падшем состоянии непрестанно угрызаться многими разновидными помыслами, образами (так что иногда возникает почти что боль во лбу – столько у нас противоречащих друг другу мыслей, затруднений, апорий, иногда кажется, что мы даже уже не владеем нашими мыслями, но они владеют нами). Не к этому призывает Господь Своего ученика: молитва ко Христу и Богородице должна мало-помалу высвободить нас из-под этого гнетущего пресса, освободить наш мозг, наши умственные способности от навязчивых, неотвязных помыслов.

Из этого не следует, что христианин – это безмозглое существо, которое живёт как простачок. Каждый наступающий день ставит перед нами задачи, но человек должен жить глубже, и не только умственными, рациональными, рассудочными категориями. Как говорили Оптинские старцы: если ты будешь пытаться умом, рассудком разрешить все задачи дня, всё понять, всё проанализировать, то можно даже заболеть на голову. Нужно жить, говорили они, сердцем. Сердцем – это не чувствованиями, не эмоциями, а духом, всецело вверяя себя Богу, из глубины сердца воссылая Спасителю и Богородице прошения: «Господи, помоги! Господи, настави! Господи, вразуми! Пресвятая Богородица, спаси нас!»

То же можно сказать и о молитве Иисусовой. Её не зря современные греческие писатели называют называют пластырем: она в своё время (если человек её полюбил и руководствуется ею в жизни, при всяком удобном и неудобном случае берётся за чётки и молится) каким-то непостижимым образом очистит мысли, так что мозг будет отдыхать и находиться в тишине. Привыкнув к тишине, он гораздо лучше будет реагировать на всякие невесть откуда приходящие мысли, будет отгонять их и не хочет ими перегружаться.

Был такой святой – Матфей прозорливый. В Киево-Печерском патерике написано, что бесы, которые стоят за помыслами, были для него подобны маленьким мошкам и комарам. Когда он молился, то демоны пытались, как некие москиты, впиться ему в голову через мысли, а он их отгонял и смеялся над ними.

Если христианин действительно прилежит внимательной молитве, то Матерь Божия прикасается Своим перстом к его сердцу и запечатлевает сердце какой-то тишиной. Эту тишину, безмятежие нужно стараться сохранять по причащении Святых Тайн и не баламутить свою душу. К нам приходят разные возмущающие поводы, но не нужно на них тотчас реагировать и, как дрессировщики тигров, вкладывать свою голову прямо в отверстую пасть льва или тигра. Тут пожар, там запарка, тут нехватка, там кто-то что-то учудил. Начальствующие должны реагировать на всё, они не могут отстранённо относиться к этим ситуациям. Но, как учит святой Никодим Святогорец, нужно смотреть с высокой колокольни на все эти земные конфликты и трудности и не спешить в них погружаться, но очень важно уметь посмотреть на них со стороны. «Подумаем, посмотрим. Я обязательно вникну. Спокойствие! Помолимся. Доложите мне в четырёх тезисах, что именно произошло. Не огорчайтесь. Сталинграду было тяжелее».

И действительно Бог и наш внутренний опыт показывают, что умение хранить сердечное спокойствие – это 85 процентов успеха в разрешении всех трудностей. Потому что «в мире место Господу»4. Когда мы не допускаем «турбулентности» до нашей души, мы незаметно для себя становимся инструментом действия Божией благодати, влияющей на окружающих людей. Тишина, покой, умиротворение – это не есть флегматичность или апатия, нет. Но христианин должен беречь главный орган своей души – сердце, как сказано: Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце: от сих бо исходища живота5. Это наше основное орудие, рычаг силы. И если мы храним дар Святого Причащения, то весьма успешно справляемся и с внешним кругом задач, и себя не забываем, а главное, имеем ощутительную поддержку свыше.

Помимо ясности ума и мирного сердца, мы ощущаем покров Богородицы ещё и тогда, когда Матерь Божия, по Своей милости, содействует нам; мы ощущаем это через удивительное течение дел и событий в течение дня. Таким образом, есть два варианта: один – превратиться в какую-то шестерёнку, юлу – Фигаро здесь, Фигаро там: нам нужно во всё вникнуть, собственной энергией доделать испорченное другими, проложить лыжню. Но иногда этих предприятий, предложений, дел столько, что остаётся только один выход – в этом утонуть. Поэтому нам больше подходит иной образ мыслей и жизни, когда мы вверяем Господу Богу наш день. Заметим, что есть особая заповедь: …довлеет дневи злоба его6, – то есть о сегодняшнем дне нужно проявлять попечение, а завтрашний позаботится о себе сам. Но для того чтобы справиться с окружающим нас давлением и многопопечительностью, конечно, важно избрать Матерь Божию своей Водительницей, чтобы Она помогала нам разрешать все жизненные трудности.

И действительно, опыт показывает, что если вы стараетесь не заражаться чужими страстями и не заражать своими собственными страстями окружающих, но сохраняете молитвенное дыхание и совершенно по-детски, призываете Матерь Божию во всех житейских делах: «Матерь Божия, вот завтра у нас в обители праздник, мне дали поручение купить овощи на стол владыке. Где именно продаётся редиска, которую любит владыка Феогност? Как бы мне не набрать гнилушек, которые азербайджанцы мне подсунут за красивые глаза? Матерь Божия, помоги!», то начинаете понимать, что на самом деле суеты никакой не существует. Если мы в духе, в сердце своём обращаемся к Матери Божией, Она вникает абсолютно во все мелочи.

Мне вспоминается, как моя мама опекала двух милых старушек. У нас в доме на четвёртом этаже жили две сестрички. Одна из них скончалась, другая была долгожительницей – армяночка Рипсимия, маленькая, от земли не видать, худенькая, с аристократической фамилией Мелик. У этой старушки Рипсимии была совершенно детская вера, младенческая. Помню, что над её кроватью на ниточках висели маленькие иконочки из финифти. Когда она ложилась спать или садилась на кроватку, то беседовала с этими иконочками – Спасителем, Богородицей, Николаем Чудотворцем, – а они отвечали на её вопросы. Старушка Рипсимия говорила: «Марина Павловна, ну что вы так волнуетесь за сыновей? Всё будет хорошо. Мне Матерь Божия во всём помогает. Я ведь слепая и ничего не вижу. Уроню иголку на пол, ну как мне её найти? Я сразу: “Матерь Божия, где моя иголка? Я сейчас опущусь, а Ты мне помоги не наколоться”, – и сразу её нахожу». Я запомнил эти её признания. И думаю, что это был не детский лепет, а действительно какое-то младенствование во Христе.

Дай нам Бог, чтобы сегодняшний день у нас прошёл хорошо, на мажоре! Всех поздравляем с праздником! Храни нас Господь и Матерь Божия!

15.10.19

1 Евангелие свидетельствует, что на Страшном Суде Господом будут похвалены те, кто, заметив нагого, поделились с ним своей одеждой: «Наг был, и одели Меня».

2 1 Фес. 5, 22-23.

3 Еккл. 7, 29.

4 См.: Пс. 75, 2.

5 Притч. 4, 23.

6 Мф. 6, 34.