Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

«…Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Беседа с сестрами Алексеевской обители в день Вербного воскресенья



Если бы мы жили в Москве в XVII столетии, то, наверное, после ранней литургии Матушка игумения с сестрами, а может быть, и прихожане обители были бы приглашены на Красную площадь, где с большой торжественностью совершалось тогда особое действие – шествие на осляти. На самом деле это был белый конь, на котором восседал Святейший Патриарх Никон. А под уздцы коня вёл Государь Алексей Михайлович Тишайший, подобно византийскому Царю Гераклию, который некогда, при возвращении Креста Господня от персидского хана Хозроя, оделся в бедную одежду и, как странник, встретил во вратах Второго Рима Крест и смиренно нёс его на плече. Это шествие на осляти символизировало симфонию властей – богодарованных Царской власти Помазанника Божия и власти церковной.

А мы сегодня вспоминали, как Спаситель посетил град Иерусалим, где, по свидетельству Иосифа Флавия, собралось более миллиона людей. Видя сотни тысяч собравшихся, евангелист выразительно говорит об этом, что город потрясеся (вздрогнул, содрогнулся). Казалось бы, все планы лукавого, все козни синедриона должны были быть окончательно разрушены, Мессия, восставивший четверодневного мертвеца, с восторгом был принимаем народом, Ему оказывались поистине царские почести. Но Спаситель всё видел иначе. И только дети на руках родителей, внезапно запевшие священные библейские стихи: Благословен Грядый во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 9), только они, объятые Духом Господним, утешили «отрока Иеговы», или «раба Иеговы», как у пророка Исаии именовался Мессия.

Поразительно, что окружавшие их законоучители и представители синедриона негодовали. Настолько черствы, холодны и помрачены диавольским омрачением были их сердца, что непроизвольная песнь из уст годовалых младенцев (явление вышеестественное) вызывало у них пароксизм ярости. Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40); …разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф. 21, 16).

Примечательно, что это была последняя встреча на земле Христа Искупителя с малыми детьми (следующая была уже по Воскресении, когда Спаситель, увидев Своих учеников на Тивериадском озере, называет их чадцами – детками). И может быть, уместно в сегодняшний праздник вспомнить, как Спаситель постоянно проявляет нежность и приветливость к малым детям, отличая их от прочих людей, собиравшихся у Его стоп. Он и к ученикам обращался со словами: …пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых [и тех, кто им подобен, – прот. А. В.] есть Царствие Божие (Лк. 18, 16).

Сегодня за трапезой мы слышали слово о страстях, которые свивают гнездо в человеческом сердце, отравляя его духовными токсинами похоти, гордости, гнева и злобы. Но в детях, как говорил русский философ, видна серафическая природа – страсти, безусловно, в них дремлют, но они ещё бездействуют. И в этом смысле детская природа даёт нам некий идеал, к которому разумный возрастный христианин призван стремиться.

Наша нравственная задача – подвизаться так, чтобы опутавшие сознание и волю, и чувства, и тело страсти были обезврежены, а прежде опознаны, чтобы Крестом сопротивляться им или прибить их ко Кресту вместе с «рукописанием наших грехов». Мало-помалу воздерживаясь от страстей, не давая им обладать, верховодить нами, мы должны стараться их усушить, усыпить, обездействовать, чтобы страсти потеряли свою силу над нами и Божественная благодать, вступив в свои права, выместила их из области сердца, души и тела. Христианин не по уму, но по сердцу должен стать подобен ребёнку, то есть должен быть неподвижен на дела плоти, на гнев, обращая его острие против самого себя и против страстей. Такой человек просветляется, становясь чадом Божиим.

Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Христианин в этом отношении призван совершенно довериться Промыслу Божию, должен, как говорит святой Макарий Великий, совершенно уверовать, что совершенство, то есть очищение от страстей действием Духа Святого возможно уже в этой земной жизни. Святой Макарий говорит, что если человек по ложному смирению почитает этот идеал недостижимым («ну да, святые, да, монахи когда-то где-то.., но кто мы, что мы?»), он может себе навредить, потому что Божественная любовь, явленная в Пришествии Сына Человеческого и в Его Крестной смерти, совершенна. И Бог для каждого из нас, независимо от образа его жительства – в городе или в пустыне, сделал всё необходимое и достаточное, чтобы подточить эту тёмную власть страстей и освободить от демонического воздействия демонов. Поэтому христианин, если он действительно хочет докопаться до сути евангельского учения, должен жаждать евангельского совершенства. И чем дальше он от идеала, тем глубже должно быть его сокрушение, ощущение недостоинства, внутренняя горечь и молитва, чтобы Сам Господь, «ими же веси судьбами», провёл его по этому пути. Священникам известно, что совсем немного людей имеет такое безусловное доверие Промыслу Божиему и, как дитя, вверяет себя водительству благодати, которая каждого из нас вышеестественным образом влечёт ко Христу.

И хочется пожелать, чтобы мы с вами, войдя сегодня мысленно с Господом в Иерусалим и став причастниками Божественной благодати, действительно, подобно малым детям, могли хотя бы во уме и в сердце отрешиться от давления земных обстоятельств, от хозяйственных, трудовых забот. Никто, безусловно, с нас не снимет послушания, но важно, уделяя им необходимое внимание, всё-таки исполнить слово Христа: Не пецытеся [не пригвождайте свой ум и сердце к земному].., но ищите… прежде Царства Божия и правды его (Мф. 6, 33-34).

Очень хочется, чтобы каждый день Страстной Седмицы был для нас всеобъемлющим, самодостаточным, чтобы мы действительно могли войти в пространство Великого Понедельника, Вторника, Среды… И чаем, что Господь Бог примет наше доброе произволение. Я хочу пожелать всем – матушке, сестрам, духовенству – насыщенной Страстной Седмицы!

Нам остаётся помолиться, дорогие братья и сестры, чтобы Бог сохранил нас от трагедий и скорбей. Диавол, как известно, сильно неистовствует в эти самые святые дни и недели. Сохрани Бог и нашу обитель, и насельниц, и прихожан от тяжких искушений!

Но сердце подсказывает, что Страстная Седмица будет у нас благодатной. Дай Бог нам дожить до праздника Пасхи, до Светлой недели! Я желаю всем ясности мыслей, мирного состояния души, соборных трудов, которых мы, конечно, не пожалеем, потому что, служа людям, мы служим Господу!