Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Беседа с сестрами на праздник Успения Пресвятой Богородицы

Мы с вами, дорогие друзья, сегодня обратим главное внимание на Пречистую Деву, Которая, по свидетельству евангелистов, никогда не выходила за рамки принятого для женщины на востоке образа жизни. Она всегда занимала подобающее для женщины скромное место, хотя была избрана Богом в сосуд драгоценнейший. Она не руководствовала мироносиц, учениц Господа, и не выделялась среди апостолов. В Евангелии мы находим единственный пример, когда Богородица попросила дать знать Спасителю, что Она и братья Его желают говорить с Ним, но Господь не удовлетворил этой просьбе, ответив: …Кто матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь (Мф. 12, 46-50).

 

Однако по Вознесении Христовом мало-помалу стало обозначаться место Пречистой Богородицы как абсолютного центра общины учеников, как Той, к Которой христиане обращались с величайшим благоговением и страхом, любовью и радостью. Об этом свидетельствуют древние документы, из которых мы узнаём, что апостол Павел просил ходатайства Петра для того, чтобы ему удостоиться услышать слово Матери Божией. Ученик апостола Павла, член верховного ареопага, впоследствии напишет Павлу о том, что его озарил невидимый свет, – едва лишь он увидел лик Пречистой, как его сердце исполнилось такого блаженства, что душа готова была выйти из тела. «Если бы я не был наставлен тобою, – обращался Дионисий к Павлу, – основам нашей веры, я бы почёл Её Самим Божеством». Так сиял Воскресший Христос в сердце Пречистой Девы. Она была малым солнцем для имеющих очи, чтобы видеть.

 

На особом положении находился любимый ученик Спасителя, которому Господь со Креста вверил попечение о Своей Матери. Дом Иоанна Богослова находился близ Сионской горницы, и покуда была жива на земле Пречистая Дева, святой Иоанн свято исполнял это нелёгкое послушание. Иерусалим тогда кишел противниками и заклятыми врагами Господа Иисуса Христа, их злоба со временем только увеличивалась, и чем более они познавали действие силы Воскресшего Христа в учениках Спасителя, тем более у них разгорались глаза и они исполнялись убийственных намерений. Но чудо Промысла Божия состоит в том, что Дева Мария пребывала безысходно в Иерусалиме среди этого разворошённого осиного гнезда, ежедневно совершая восхождение на Елеонскую гору, и святой Иоанн не смыкал очей, понимая, к Кому он приставлен и от Кого получил он поручение хранить Божию Матерь.

 

Есть замечательный документ, в котором Пречистая Дева обращается к Игнатию Богоносцу, по Преданию, крещённому святым Иоанном Богословом. Игнатий Богоносец в свою очередь оставил послание на пути в Рим, в Колизей, где он претерпел мученическую кончину. Он умолял своих духовных чад не заступаться за него, не пытаться подкупить стражей, чтобы  выкрасть его, потому что желал быть пищею зверей, дабы посредством их достигнуть Бога. «Я – пшеница Божия, – писал он. – Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Он исповедовал свою тягу к Воскресшему Иисусу и желание пострадать за Него. В Риме сохранилось письмо (его подлинность или подложность не удостоверены), в котором Матерь Божия обращается к Игнатию, будущему епископу Антиохийскому, говоря такие важные слова: «Да не устрашает тебя суровость гонений, но сообразуй свою жизнь с обетами, произнесёнными в крещении». Богородица обещает ему Свою помощь и содействие.

 

Эта эпоха была действительно грозной. Вспомним страшное убиение первомученика Стефана, когда у убийц, побивавших его камнями, разгорались глаза. Вспомним первого пролившего свою кровь из двенадцати апостолов апостола Иакова. Все разбежались, но двенадцать учеников пребывали вместе, и Дух Святый готовил их для проповеди. В книге о земной жизни Пречистой Богородицы говорится о том, как Она наставляла и благословляла этих свидетелей Воскресения Христова, как они, возвращаясь домой, делились с Ней успехами проповеди. Мы помним, что и Пречистая не хотела оставаться в стороне, но совершила благовестническое путешествие, попав вместо Иверии на Афон, где пали идолы, как некогда в Египте, когда Святой Семейство, гонимое Иродом, сокрывалось там в течение известного времени. Стопочка Матери Божией освятила этот Свой удел на земле. Мы знаем о том, что Лазарь Четверодневный, ставший епископом, пользовался вниманием и любовью Царицы Небесной. Она, памятуя о том, насколько его семейство было приближено к Её Сыну, Своими руками соткала ему епископский омофор, который и передала лично.

 

Поразмыслим сегодня о том, как Матерь Божия, в сердце Которой святился Христос Спаситель, по свидетельству Церкви, каждому воздавала должное: с равными по возрасту беседовала почтительно, юных воодушевляла, как будущего святителя Игнатия Богоносца. Из Её уст исходила благодать, во всех Её движениях сквозило и сияло девство. Она была всегда благостна и спокойна. Однако это обилие мира, которое почивало в сердце Богородицы, давалось Ей, конечно, непросто и нелегко. Ведь как человек Она, безусловно, переживала и волновалась, говоря по-человечески, за юную общину, когда волны гонений от язычников и от иудеев сменяли одна другую. По Преданию, Пречистая Дева скончалась 72-х лет от роду, значит, весть о кончине того или иного ученика Христова, конечно, достигала Её слуха. Церковь есть тело всегда гонимое и распинаемое, и, конечно, Она знала и чувствовала куда больше и глубже, чем рядовые новообращённые члены Церкви Христовой.

 

Я недавно выписал кое-что из правил преподобного Паисия Святогорца и сейчас хочу прочитать некоторые молитвы, которые входили в его правило, для того чтобы было понятно, что Богородица Мария во стократ более, чем Её служитель Паисий Святогорец, святой XX столетия, вбирала в Своё сердце все скорби, страдания и гонения и при этом оставалась Матерью, утешающей учеников Своего Сына. И тот, кто вглядывался в очи Матери Божией (например, на Владимирской иконе), не может не чувствовать некоей тайны, сопряжённой с Её изображением. Послушайте, какие удивительные молитвы возносил преподобный Паисий. Прочитав их, начинаешь понимать, чем жило сердце праведника и  что же такое есть истинная христианская любовь.

 

Правило первое преподобного Паисия Святогорца. «Боже мой, не оставь рабов Твоих, которые пребывают вдали от Церкви. Пусть Твоя любовь подействует на них и приведёт их к Тебе. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от рака. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от малых и великих болезней. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от телесных увечий. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от душевных увечий. Помяни, Господи, власть имущих и помоги им править по-христиански. Помяни, Господи, детей из неблагополучных семей. Помяни, Господи, неблагополучные семьи и тех, кто развёлся».

 

Я когда прочитал эту молитву, подумал, что мне даже в голову не приходило так помолиться: «Помяни, Господи, неблагополучные семьи и тех, кто развёлся». Остаётся только спросить, а много ли тех, кто в наше время не развёлся?..

 

«Помяни, Господи, сирот всего мира, всех, кто испытывает боль, и всех, к кому в этой жизни отнеслись несправедливо, вдовцов и вдов. Помяни, Господи, всех находящихся в тюрьмах, анархистов, наркоманов, убийц (не забудем, что это молитва святого, любой из нас не может так просто помолиться – прот. А.В.), злодеев, воров, просвети их и помоги им исправиться. Помяни, Господи, всех находящихся на чужбине. Помяни, Господи, всех, кто путешествует по морю, по суше, по воздуху и сохрани их. Помяни, Господи, нашу Церковь, отцов Церкви, священнослужителей и верующих людей. Помяни, Господи, все монашеские братства, мужские и женские, старцев и стариц и все братства, и всех монахов Святой Афонской Горы. Помяни, Господи, рабов Твоих, находящихся на войне. Помяни, Господи, рабов Твоих, гонимых в горах и на равнинах. Помяни, Господи, рабов Твоих, которых ловят и хватают, как птиц. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые оставили свои дома, которых выгнали с работы и которые мучаются. Помяни, Господи, бедняков и тех, у кого нет крова, и беженцев. Помяни, Господи, народы, держи их в Своих объятиях, покрывай их святым Своим покровом, храни их от всякого зла и от войны. И нашу возлюбленную Элладу держи в своих объятиях день и ночь, покрывай её святым Своим покровом, храни её от всякого зла и от войны». Наверное, так мы должны молиться о России.

 

«Помяни, Господи, обучающихся. Оставленным, онеправдованным и страдавшим семьям богатно подай Свои милости. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые страдают от душевных и телесных проблем всякого рода. Помяни, Господи, рабов Твоих, которые попросили у нас, чтобы мы за них молились». Так молятся святые, так молился и святой Силуан Афонский.

 

Если обычные грешные люди, посвятившие свою жизнь Богу, молились за прошедшие, настоящие и грядущие поколения, то, конечно, молитвенный крест Пречистой Девы, Ходатаицы нашего спасения, навряд ли можно осмыслить. Добавим к этому то, что Она действительно находилась в осином гнезде. Иерусалим в книге Откровения духовно назван Содомом и Гоморрой, и Египтом. Только избранные священники и фарисеи обратились ко Христу. На иконе Успения изображаются отрубленные кисти иудейского священника Афония. Когда траурная процессия шла в Гефсиманию, он ухватился за край одра, желая осквернить гроб и опрокинуть тело Пречистой, но был наказан силою Божией. Однако, как некогда Спаситель в Гефсиманском саду исцелил Малха, приставив его отрубленное ухо к голове, так и Матерь Божия исцелила этого фанатичного иудея. А тот познал силу Божию и просил Богородицу простить его, и обрёл, по Преданию, веру.

 

Конечно, история умалчивает о том, в каком напряжении жила первая христианская община. Она жила своей благодатной жизнью, по свидетельству евангелиста Луки, христиане ежедневно в веселии и простоте сердца преломляли хлеб и вкушали его, то есть были постоянными участниками Тайной Вечери. В первые месяцы, может быть, годы Тайная Вечеря совершалась по домам (не всеми, конечно, а теми, кто имел апостольское священническое благословение). Но я думаю, что не без участия и прямого влияния Богородицы у верующих была как бы одна душа и одно сердце. Земные имения, накопления не имели для них никакой ценности и полагались к ногам апостола Петра. За счёт этого перераспределения любви никто ни в чём не нуждался. Конечно, Матерь Божия, отличавшаяся особым сердоболием и внимательностью, благословляла семь диаконов, в том числе и Стефана, на это ежедневное раздаяние потребностей и окормление вдовиц. Её можно назвать благодатной закваской апостольской общины.

 

И думается, что любая община, любая семья и, прежде всего, монашеская община, те, кто её составляют, должны черпать в молитвенном призывании Матери Божией, в предстоянии Ей и мудрость, и силы для того, чтобы проходить своё послушание, как говорил старец Нектарий, с достоинством, то есть богоугодно, чтобы наши труды, начиная от действий, кончая словами и мыслями, полагались к стопам Спасителя и Богородицы. Конечно, благословенный мир, некая радость о Христе Воскресшем, которая пронизывала собою души первых христиан, обязательно должны быть и нашим достоянием. Христос и вчера, и сегодня Один и Тот же.

 

Думается, что главная тайна Пресвятой Богородицы в том, что там, где Она была, водворялся рай. Она служила источником Божественного мира, любви, смирения и чистоты. Она щедро делилась благодатью, престолом которой являлось Её сердце. И в этом смысле мы, причастники Святых Христовых Таин, несмотря на нашу немощь, слабость, непросвещённость, носим Господа в своём сердце. Плохое прибережём для себя (созерцание своего греха, болезненное чувство собственной неисправности, укоризны, которыми мы призваны покрывать себя, с тем чтобы в нас пребывало спасительное смирение). А вот хорошее Богородица учит отдавать другим, чтобы будни превращались в праздник для тех, кто с нами общается. И конечно, ничто нам не мешает так поступать. Я вот часто размышляю, какие же мы счастливые люди, что живём в России, что Бог даровал нам не просто войти в Церковь, но и принимать участие в её строении! А что касается маленького удела Пресвятой Богородицы –  обители, то это совершенно особое избрание и благодать!

 

Возвращаясь к нашей теме, я часто думаю, насколько были счастливы те, кто соприкасался с Пречистой Богородицей, кто имел возможность услышать Её напутственное слово. Она действительно была одушевлённым храмом Христа Искупителя. И каждый из нас, причащаясь Пречистого Тела и Крови Её Сына, является близким для Неё человеком. Мы не просто Её знакомцы, но мы теснейшим образом соединены через Христа с Пресвятой Богородицей. И конечно, очень бы хотелось, чтобы в каждом из нас высветилась бы какая-то грань Её добродетелей. И где бы ты ни находился – в авангарде или в  арьергарде, – ничто тебе не мешает по-детски молиться Божией Матери о вразумлении: «Пресвятая Богородице, настави, подскажи, вразуми!» Потому что Она, безусловно, ближе к нам, чем какой бы то ни было святой, Она созерцает внутренний мир каждого из нас и не отказывается принимать нас как Своих детей. И особенно тот, кто любит на дню произнести хотя бы 10, 15, 20 раз Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся!»», тот получает очень много от Матери Божией. И  если мы молимся Ей внимательно, то Она прикасается к нашей душе и полагает на палитру нашего сердца какие-то краски, восполняя то, чего нам недостаёт – кому даёт мудрость, кому – мягкость, кому – сдержанность, кому – благое молчание, кому – тайную радость, а кому – силы духа для принятия волевых решений.

 

Матерь Божия смиренно просила в молитвах Господа, чтоб Он покрыл Её от темной части и не допустил до Неё приближения нечистых духов. Конечно, Она была вне их влияния и при земной жизни, но Пречистая Дева как будто нам напоминает, что аскетическая задача христианина должна иметь конкретный плод. Этот плод запечатлён в двух последних прошениях молитвы «Отче наш»: «…Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Избавление от лукавого – это выход из-под влияния тёмного духа. Сосуд души и тела христианина должен быть не осквернён смрадным дыханием сатаны. А для этого необходимо всегда быть в состоянии войны с собственными страстями.

 

Царица Небесная, конечно, была и остаётся Жилищем Божиим. И если мы молимся Ей неформально, Она приближается к нам Своим духом, мы соприкасаемся с Её смирением, чистотой, тишиной помыслов, молитвенной обращённостью ума и сердца ко Христу, спокойствием, холодной рассудительностью, тогда и лукавый уже не может нас легко достать.

 

И последнее, о чём я скажу сегодня. Наше время – это время крайностей. Очень трудно избегать крайностей и не впадать в них, очень трудно не сходить с царского пути и выполнять своё послушание с достоинством, то есть во славу Господа, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю, но шествуя царским путём. Эту меру нелегко понять каждому из нас – священнику, духовнику, игумении – в своём многосложном деле. Каждому в обители предлежит своё дело. Как совместить и внешнее, и внутреннее, и молитвенность сохранять, и не уклоняться от посильного участия в трудах, и ясность ума иметь, и мирное сердце? На это можно сказать одно: прильни к Пресвятой Богородице, ежедневно проси Её водительства, соучастия, Её таинственного присутствия – и жизнь раскрасится в мажорные тона.

 

Я вот иногда думаю: мы собраны здесь все вместе, и в этом –  величайшая Божия милость и доверие, и радость, и нужно стараться быть на волне Божьего дара, с тем чтобы открещиваться от каких-то глупых страстишек, выдавая, так сказать, на гора чистый продукт. А чистый продукт – это тайная внутренняя молитва. Если человек находится в молитвенном общении с Господом, он счастлив и блажен, он внутренне свободен. Если в твоей душе по вкушении Святых Христовых Таин поселились тишина и покой, тебе хочется поделиться этими дарами. И как учит Паисий Великий, нужно делиться особенно с теми, кто имеет на тебя огорчение, нужно дарить им подарки словесные, мысленные; стараясь умножать любовь, по крупицам насаждая её, как сад, ты обретёшь мир. Иногда священник послушает на исповеди одного, второго, третьего, четвёртого, пятого и начинает думать: да что же это такое – тут неправильно, тут нехорошо, тут нет сил больше терпеть. Да что же это такое?.. Но когда мы живём с благодарностью, с самоукорением, с радостью, то нам дано, участвуя в святой литургии, делиться благодатными дарами. Какая у нас замечательная обитель, сколько людей приходит к Всецарице, к преподобному Алексию, человеку Божию! Пусть Матерь Божия всех нас утешит, укрепит и даст силы праздновать Её Успение с достоинством, с пользой для себя и для окружающих!