Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Протоиерей Артемий Владимиров

Вознесение Господне


Во время праздничной беседы с сестрами духовник обители остановился на словах евангелиста Луки, которые могут показаться непонятными. После Вознесения Господа на небо апостолы поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 52). Нам было бы непонятно, почему они возвратились в Иерусалим с радостью, если бы мы не догадывались, что Дух Святой уже прикровенно действовал в сердцах учеников и они открывали для себя нечто таинственное, непознанное, новое. Их сердца предчувствовали какую-то неизъяснимую тайну, которая должна была состоять в снисхождении на них силы Отчей. Этой тайне в какой-то мере должны быть приобщены и все мы, причастники Пречистого Тела и Крови Спасителя.

После Вознесения наступает особое время молитвы и моления – десять дней сокровенного молчания и тишины. Спаситель уже не явит Своего лика апостолам, но они будут пребывать в Сионской горнице в особенном состоянии молчания, благоговения, пения псалмов, моления – то есть самостоятельной сердечной, сокровенной молитвы, когда Бог говорит с человеческим сердцем, приуготовляя его к чему-то великому. В таком же состоянии находилась юная Дева Мария, Которая была приуготовляема Духом Святым к тайне Боговоплощения.

Говорят, что жительство монашествующих должно быть подобно пребыванию апостолов в Иерусалиме. Жизнь инока – это десять дней пребывания в Сионской горнице, когда, исполняя в глубинах сердца положенные молитвословия, он воздыхает о своей немощи, недостоинстве, что более всего угодно Создателю. …Да усладится Ему беседа моя, – как говорил царь Давид (Пс. 103, 34). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2).

У преподобного Варсонофия Оптинского есть несколько стихотворений, одно из которых – «Весна» – посвящено чаянию пришествия Духа Утешителя. Душа молится и чает, когда повеет животворящей весною и тление, гнездящееся в умах и сердцах сынов человеческих, будет пожжено благодатью Божией:

Еще покрыты белой пеленой

Поля, стоит безмолвно лес

В своем серебряном уборе.

Но всюду веет силой творческой – весной,

И ярче и светлее свод небес,

И тонет взор в его просторе.

Когда ж, о Господи, в моей душе больной,

Немоществующей, унылой и скорбящей,

Повеет Святый Дух Животворящий

Ликующей, духовною весной?..

Это есть чаяние личной Пятидесятницы, чаяние свободы и понимание того, насколько мы далеки от заповеданного нам идеала, который состоит в обновлении ума и сердца Божественной благодатью. Все это в разумном иноке должно порождать сокрушение сердца. Хорошо, конечно, сокрушаться, вспоминая грехи юности своей, но еще лучше сокрушаться, понимая, насколько мы далеки от того, что хочет даровать нам Бог. Каждый день видя нищету своего сердца, наблюдая в уме кружение помыслов, ощущая смятение чувств, беспорядочность своих намерений, христианин, призванный войти в покой Господень, призванный стать чадом света, поневоле будет смиряться и сознавать свое ничтожество.

Читая Святых Отцов и знакомясь с уже осуществившимся идеалом в жизни подвижников Божиих, душа которых, словно невеста, была убрана виссоном и златом, освящена действием Духа Святого, легко смиряешься. Но, как говорят опытные в духовной жизни люди, существует два вида смирения: один вид смирения рождается от осознания себя лежащим в грязи, а другой вид смирения возникает тогда, когда понимаешь, что еще ничего не достиг, ничего не заработал, не потрудился как должно и чужд плодов Святого Духа. Это замечательно передает в своем покаянном слове «О чем мне плакать» святитель Василий Великий, сокрушающийся не только о том, что соделал, но и о том, чего еще не обрел.

Действительно, в сравнении с тем, что нам предназначено, через понимание того, какими мы должны быть, но каковыми не являемся, рождается осознание, видение, ощущение своего недостоинства, понимание, что ты – «юродивая дева», у которой сосуд для елея имеется, а елея спасительного в нем еще нет…

Эти десять дней апостолы, как мы говорили, находились в каком-то особенном, сосредоточенном состоянии. Они, конечно, не могли объяснить, чего они ждут, в чем это обетование, как оно явит себя. Только когда огонь Святого Духа опочил на их главах и они просветились, озарились, исполнились чудной силы, понимания, ве′дения, стали по внушению свыше славить Создателя, Бог отверз им ум разумети Писания, они стали трубами Духа Святого, им было дано слово, которое могущественно воздействовало на умы и сердца, прилагая сотни и тысячи спасаемых к Церкви, они сумели уже засвидетельствовать в своих посланиях о том неизреченном богатстве, неувядаемом наследии на Небесах, о том, что′ есть высота и глубина, и широта, и долгота во Христе Иисусе.

И хочется всем пожелать эти десять дней прожить в чаянии и ожидании Духа Утешителя.