Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Господь мой и Бог мой



Поздравляем вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днём и с днём прославления и чествования древнего русского чудотворного образа «Всех Скорбящих Радость» – иконы Божией Матери, связанной с Киево-Печерской Лаврой, на самой заре её существования.

Продолжая утреню, вспомним, как Спаситель удостоверил Фому, одного из самых искренних и преданных Ему учеников, который выразил сомнения, услышав слова прочих о Воскресении: «Если не вложу перстов моих в язвы гвоздинныя, не уверую». Фома выразил сомнения не потому, что не желал верить, а потому что слишком много у него было связано с личностью Учителя и он настолько жаждал победы Христовой над смертью, что взывал об удостоверении, хотел осязательно убедиться в том, что уже стало достоянием сердечной веры иных апостолов.

И Господь не презрел этой немощи ученика. Вспомним, как Фома, услышав о том, что Лазарь умер и Господь грядёт в Иудею разбудить его, будучи осведомлён об убийственных намерениях фарисеев и членов синедриона, говорил другим ученикам: Пойдем и мы умрем с Ним2. Видим в душе апостола Фомы решимость следовать за Господом до конца, видим в нём ту любовь, которая побеждает самый страх. И вот этому искренне недоумевавшему и немощному в вере ученику через семь дней является Господь и, не спрашивая апостола, повелевает ему выполнить то, чего тот пожелал: осязать крестные раны Господа, но уже на воскресшем теле. Фома, узнав голос Спасителя, а главное, убедившись в том, что от Бога всеведущего и всемогущего не сокрыто ни одно слово, не утаивается ни одна мысль, с восторгом живой и зрячей веры восклицает: Господь мой и Бог мой!3 Спаситель ободряет всех, кто уверовал в Него, Господа, не видя, не слыша Христа, но с доверием принимая благую весть из уст очевидцев Воскресения – свидетелей Христовых.

Приметим, с какой готовностью Спаситель ответил на недоумение Фомы, очевидно потому, что оно не имело ничего общего с совопросничеством книжников и фарисеев. Те, как мы помним, противоречили Христу из гордости и злобы, часто желали поставить Учителя в затруднительное положение, и, если бы Господь разрешал высказанные ими недоумения, они бы задали ещё десять других каверзных вопросов, потому что дух этих совопросников противился Господу. В этих надменных и завистливых людях не было ни покорности Господу, ни благоговения пред Ним, ни желания принять Его слово, чтобы наследовать вечную жизнь.

Не таков был Фома. Он всеми помыслами, всеми фибрами своей души, всем сердцем тянулся ко Христу, но по ограниченности своей желал обрести это уверение, удостоверение, чтобы исключить всякую возможность ошибки и с тем большей горячностью следовать за Господом. Из этого следует, что ни одно наше искреннее недоумение Бог всеведущий и всемилостивый не оставит без разрешения, только бы мы в глубинах своего сердца имели детскую покорность Божьему Промыслу, всецелое доверие к Божественному закону и Его, Господа, предначертаниям, имели бы душу признательную, благодарную, а главное, ревностную, чтобы, служа своему Создателю, мы не входили бы с Ним в контроверсию, не требовали бы дерзко и нагло у Господа отчёта, не роптали и не сомневались в Его благости.

И если человек смиряет свой ум и сердце перед непостижимостью Божества и судеб Промысла Господня, то Господь в неведомый нам час разрешит все наши недоумения, ответит нам на все вопросы так, как Он разрешил недоумение многострадального Иова, некогда явившись ему в тайне и засвидетельствовав ему Свою безмерную Божественную любовь. От человека же требуется исполнение совета, который оставили нам древние библейские мудрецы: «Вышних себя не ищи». Не высокомудрствуй, но ищи лишь спасения собственной души, думай о том, как в этом сумрачном и лукавом мире угодить Господу, как найти путь служения Ему, как обрести силы к прославлению имени Христова.

А ведь именно в служении Спасителю и желании прославлять Его чистыми помыслами и добрым устроением сердца и обретается нравственный смысл бытия человека, а значит, всё его счастье и блаженство, полнота радости, которую принёс нам Воскресший Искупитель. Некогда, встретив мироносиц, Он сказал им: «Радуйтесь!» – и те, пав к стопам Спасителя, обрели в своей душе Божественную благодать. А для нас источник этой радости – Божественная литургия, Святая Чаша жизни, таинства Церкви, посредством которых Бог прикасается к нашим сердцам, очищает их от скверны, возрождает и даёт им энергию Святого Духа – для того, чтобы мы были достойными сосудами Его благодати.






5 ноября 2016 года