Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Евангельская притча о семени
Душа христианина – это молитва



Душа христианина – это молитва

Дорогие братия и сестры, приступая к Святой Чаше, вспомним, о чём говорил Спаситель в Своей притче о семени, которое падает иное на утоптанную дорогу, иное – на каменистую почву, иное – на почву с сорняками. И лишь малая, четвёртая, часть семян принимается землёй доброй и разрыхлённой, принося плод в тридцать, шестьдесят и сто раз.

Семя есть Слово Божие. Что именуется Словом Божиим? Прежде всего, Пречистые Тело и Кровь нашего Спасителя. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы из рук Самого Христа принимаем это живое и нетленное Семя, имеющее Божественную энергию, которая служит воскресению нашей души. Однако все по-разному распоряжаются этим великим Даром.

Солнцем, которое иссушает Семя, равно как и камнями, лежащими в почве, Священное Писание называет всякие скорби и напасти, и искушения, будь то недоброжелательное слово или внезапное лишение чего бы то ни было, или недомогание… А терния, которые это семя заглушают, суть удовольствия, сласти житейские, привычка чревоугодничать вместо того, чтобы восполнять силы, вкушая пищу с благодарением, или какая-то иная плотская сласть и невоздержание.

Что же касается уплотнённой дороги, то она означает полное невнимание и забвение к принятому дару, как бывает у некоторых: приобщился человек и, выйдя из храма, уже не может вспомнить этого события, но всецело переключается на земную суету. Хищные птицы-демоны похищают это Семя, когда человек внезапно оказывается облеплен теми же страстями и грехами, в которых он перед причащением каялся, и остаётся душа без плода.

Семенем можно именовать и молитву, которая должна быть плодом правильного, благоговейного причащения Святых Христовых Таин. И для того чтобы понять, во спасение мы приобщаемся или нет, достаточно понаблюдать за собой в день Святого Причащения. Если мы сохраняем память о Боге, если мы поддерживаем жажду богообщения внутренним собеседованием с Небесным Отцом, если мы в течение всего дня благодарим Господа и призываем Его святое имя – благо нам.

Но если, приобщившись, человек забивает свой ум всяким информационным мусором, а делается сердце тяжёлым, слепым и глухим из-за потакания различным страстям, – худо нам. Вот почему главным «барометром» нашего сердца является внутренняя молитва – это тот признак и критерий, по которому можем определить, идём мы дорогой богоугождения или угождаем собственной плоти.

Душа христианина – это молитва, молитва, совершаемая не только внешним образом, но и умом, и сердцем в глубине душевной кельи, которая сокрыта внутри нас самих. И на внутреннюю молитву лукавый восстаёт особенно, потому что он знает богодарованную способность человека всем своим существом прилепиться к Богу, вступая с Ним в невидимую связь через собеседование с Отцом Небесным нашего ума и сердца.

Сначала человек искушается всевозможными бедами и напастями: внезапно приступившими унынием, печалью, малодушием, паникой, растерянностью или какими-то внешними бедами, которые приходят от людей, так что человек забывает о том, что Бог ждёт от нас младенческого лепета, покаянного, благодарственного и просительного.

Если человек укрепляется в скорбях и вырастающее на его пути препятствие только возгревает его ревность, то лукавый приступает с ещё более хитрым искушением, которое именуется удовольствиями, тленными приятностями века сего. И многие из нас наблюдают, как, растеряв мало- помалу ревность к угождению Спасителю и любовь к Нему, которая была нам свойственна в юные годы, в срединном течении жизни мы очень много начинаем заботиться об удобствах этой жизни, о себе самих, о своей внешности, о своём будущем, о том, чтобы каким-то образом потрафлять своему падшему естеству. И иной, оглянувшись на прожитые годы после воцерковления, даже не узнаёт самого себя: куда всё девалось? Вместо воодушевления о Господе – практицизм, вместо стремления помолиться или раскрыть Священное Писание – погружённость в суету. Такая душа неприметно для неё самой засыпает греховным сном, как птица, которая некогда имела большие белые крылья, но затем оказалась бескрылой, превратившись едва ли не в животное, которое пресмыкается по земле. Вот почему, приобщаясь Святых Христовых Таин, мы должны внутренне помолиться о том, чтобы Господь Бог даровал нам и умом, и сердцем, и душой, и телом прилепиться к Нему – Спасителю, Который является подлинным сокровищем человеческой души.

Святые Отцы называли Господа светом, пищей, хлебом, дыханием, без которого человек внутренне умирает. Приобщившиеся Святых Таин должны зорко за собой наблюдать, чтобы никакие неприятности, искушения – от людей ли приходящие или совершающиеся помимо нас в самих внешних обстоятельствах жизни, равно как и всевозможные сласти и чувственные удовольствия – не отбили у нас желания молиться Господу, сознавая, что Он таинственно нам соприсутствует. Мы призваны не только принять в добрую, разрыхлённую, прогретую почву нашего сердца это Семя Пречистых Тела и Крови Спасителя, но и давать Ему таинственный рост в тридцать, шестьдесят и во сто крат.

Рост в тридцать раз даёт тот, кто принимает от Господа дар очищения, то есть старается не возвращаться к прежде исповеданным согрешениям, в шестьдесят раз – тот, кто освящается Господом, то есть совершает дела, противоположные оставленным им грехам, а во сто крат – тот, кто просвещается от Господа, таинственно входит в чертог своего сердца, собеседуя с Небесным Отцом. В тридцать раз приносит Господу плод тот, кто познаёт в Таинстве Причащения себя самого, изучает свою собственную немощь, свои страсти, получает от Господа ведение своей падшей природы. В шестьдесят раз приносит Господу плод тот, кто, храня в себе благодать Святого Духа, начинает постигать тайну Богом созданного мира, старается, не прилепляясь ни к чему, проникать в сущность вещей и обретает духовную мудрость. А во сто крат приносит Богу плод тот, кто, придя в познание себя самого и всего сущего, восходит умом к Самому Богу и, познавая Его, непознаваемого в существе, но познаваемого в Его энергиях, проявлениях и действованиях, повторяет вслед за апостолом Павлом: [Я] все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего (Флп. 3, 8). Аминь.

Душа христианина – это молитва, молитва, совершаемая не только внешним образом, но и умом, и сердцем в глубине душевной кельи, которая сокрыта внутри нас самих



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: