Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8
Тел. (499) 264 72 74
http://www.hram-ks.ru
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Словесные акварели. «Имен сокрытое значенье...»
Артемий




Дорогие друзья, если вы помните, то сегодня особенный праздник для Артемиев. Кстати, не все знают, что сокращенно, пока Артемий маленький, его называть должно, по дореволюционной русской традиции, Тёма. Вспомните, наверное, замечательное детское произведение «Тёма и Жучка» Гарина-Михайловского. Вы скажете: почему Тёма, когда есть Артём? Это аббревиатура советского времени: товарищ Артём – какой-то был большевик, кончивший плохо свою жизнь. Для вашего сведения, в святцах мы находим еще, кроме Артемия, имя святого апостола Артемы – апостол Артема, и имя святителя Артемона Фессалоникского. Слово «Артём» может быть, конечно, как уменьшительное к Артемию употребляемо, но меня лично называли всегда Тёма.

Артемий – значит по-гречески «здоровый», «сильный», «крепкий». И мы в следующий раз побеседуем о Валентинах. Валентина, Валентин – это имя латинское с точно таким же значением. Преимущественно Артемиев называют либо в честь великомученика Артемия, покровителя воинов, святой очень популярный в Греции. И, скажем, в афонских храмах, войдя внутрь древних церквей, вы всегда увидите на фресках рядом с великомучеником Георгием Победоносцем или Димитрием Солунским святого Артемия. Но есть и наш русский святой. Я назван как раз в честь мальчика двенадцатилетнего, который жил в XVI столетии в Архангелогородской губернии. На реке Пинега этот мальчик рос и скончался совершенно неожиданно: при грозе, сверкании молний, испугавшись действия стихий, он совершенно мирно опочил на пашне. Отец (звали его Косьма) в это время шел за лошадкой, распахивая земельный надел, и даже не заметил той минуты, когда мальчик скончался.

Не буду пересказывать сейчас его жития – Артемии знают, а все, кто желают, смогут сделать это самостоятельно, – только добавлю, что этот святой северного края Руси почитается покровителем детей. И родители, равно бабушки и дедушки, могут молиться святому Артемию о послушании своих отпрысков. А сегодня с этим туговато, как вы знаете. Потому что взрослые как будто разучились прививать детям начатки послушания и хватаются за голову, когда те превращаются в каких-то деспотов в семье, вертя и управляя взрослыми, как хотят.

Святый праведный отрок Артемий жил в семье, где было много детей. Размышляя о послушании, скажем, что все мы нужны друг другу, все мы взаимозависимы, все мы связаны круговой порукой добра. Если мы хотим, чтобы наши дети хоть немножко были похожи на святых отроков Руси, то давайте дадим им задания, будем приучать их к мысли о служении – родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам, семье, храму, России, Церкви, Господу Богу. И когда ребенок будет действительно осмыслять свое существование именно как служащий людям, когда он приучится отдавать и поймет, что блаженнее дарить, чем приобретать, – вот тогда на наших глазах и явится то здоровье, та сила и крепость ума и воли, которые делают человека прекрасным.

Если мы говорим о духовном здоровье, то очень важным, на мой взгляд, является еще и следующая деталь. Ведь каждый из нас получает замечания – от своих учителей, от родителей, от начальников. Как мы на них реагируем? Отрок Артемий, как мы можем понять из его жизнеописания, из акафиста, составленного, многие знают, отцом Иоанном Кронштадтским, этому любимому святому северного края, был всегда спокоен, внимателен, предупредителен и, более того, благодарен за то, что ему кто-то мог из домашних ( ну, прежде всего, это мама Аполинария и отец Косьма) указать должное.

Мальчик был настолько предупредителен, что он всегда старался опередить своих родителей и делал то, что внушала ему совесть, так что счастливые родители никогда не имели никаких сложностей во взаимоотношении с детьми. Но и во взрослом состоянии – муж во взаимоотношениях с супругой, братья и сестры между собою – в ту меру, в какую они нравственно развиты, духовно просвещены, призваны проявлять вот эти редкие, но столь украшающие разумную личность качества: услужливость, желание быть полезным и приятным в общении, стремление послужить, а значит отщипнуть от себя частичку души. Потому что служение людям это всегда маленькая, но жертва.

Дорогие Артемии, я очень рад, что сегодня мы хотя бы посмотрели друг на друга. И в следующей нашей встрече, когда мы будем говорить о женском имени Валентина, мы продолжим эту интересную тему здоровья душевного и телесного.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: