Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Словесные акварели.  «Имен сокрытое значенье...»
Константин



Дорогие друзья, я вновь приветствую вас. Общение с вами это действительно праздник, большое утешение для батюшек, в том числе, потому, что ничто человеческое нам не чуждо. И когда открывается возможность пообщаться с глазу на глаз, от сердца к сердцу с умными внимательными людьми, умеющими размышлять, понимающими шутки и вместе с тем настроенными на серьезный лад, это большая удача и даже счастье.

Сегодня особенно мне хотелось бы обратить внимание на тех, кто назван красивым мужским именем Константин, что в переводе – «константа» – с латинского языка означает «постоянный». Идея постоянства сопряжена с этим мужским именем.

Самый известный Константин это, конечно же, равноапостольный царь, император Римской империи Константин Великий. Именно благодаря ему в IV столетии, по Миланскому эдикту, было прекращено гонение на христиан и христианская религия заняла свое законное место, более того, приоритетное место в Римской империи.

Константин был рассудительным человеком. Сын царицы Елены, он много содействовал распространению христианской веры, был покровителем Церкви и, конечно, свершилось это не без Божиего содействия и водительства. Еще совсем молодым, однако уже призванным держать в руках инсигнии – царские регалии, скипетр и державу, – святой Константин увидел на небе дивное знамение: Крест Господень в ореоле надписи: «Сим (этим оружием) победишь!» Тогда, еще не зная Христа, святой Константин по влечению сердца исполнил данное ему свыше, и на римских знаменах были начерчены знаки креста. Одержав победу над своим соперником Максентием, Константин стал христианином в душе, хотя, по Преданию, он принял крещение в достаточно позднем возрасте. Между прочим, именно святой Константин был инициатором Первого Вселенского собора в 325 году, на котором был составлен Символ веры, вбирающий в себя все истины нашей богооткровенной веры. Дополнен Символ веры и завершен на Втором соборе, уже после Константиновой эпохи.

Итак, постоянство. Говорят, что это самая фундаментальная, драгоценнейшая, основанная базовая добродетель христианского сердца. Потому что ничто так не вредит спасению души, как переменчивость, как непрочность убеждений, когда человек, возложивший руку на плуг, на рало, выражаясь церковнославянским языком, оборачивается назад. Такие люди, меняющие свои решения, переменчивые, люди непостоянные – сегодня густо, а завтра пусто, – Самим Христом именуются неблагонадежными для Царства Небесного.

Вот почему вы, дорогие Константины, должны делиться с нами этой замечательной добродетелью – постоянства, в которой усматривается и толика смирения как ощущение своей немощи, слабости пред лицом Всемогущего Бога и мужества, о котором мы недавно говорили применительно к имени Андрей. Мужество, помогающее нам не смущаться, не впадать в панику, в маловерие при препятствиях, соблазнах, встающих у нас на пути. И смирение, и мужество, и целеустремленность – умение ставить цель и добиваться ее исполнения в соответствии с русской пословицей: «Тише едешь – дальше будешь».

Как выковать постоянство? Ведь мы, дорогие друзья, не должны быть подобны в нашей духовной жизни пушке на лафетах, которая после произведенного выстрела откатывается назад: шаг вперед, два назад. Для того, чтобы сиять добродетелью постоянства в вере, надежде и любви, нужно как вы слышали, трезво рассчитывать свои силы: «Тише едешь – дальше будешь». Умеренность и аккуратность, постоянство, постепенность, всегдашняя внутренняя молитва о даровании нам Божией помощи. Для того, чтобы с нами не случалось этих печальных срывов, дорогие Константины, вы-то это хорошо знаете, думаю, что начинать нужно с маленького, как и Христос нас учит, говоря что в ветхие мехи новое вино не вливают, а к старой одежде не пришивают новую заплату, потому что дыра будет еще больше, когда эта заплатка оторвется от худой прогнившей ткани.

Итак, количество у нас пусть переходит в качество. Взять должно молитвенное правило небольшое, но, как учат Святые отцы, исполнять его с постоянством. Константин должен основать свою духовную деятельность, здание своей души на твердом основании – не раздражаться, не осуждать людей, за что неприметно Божия благодать может нас покинуть. Всегда иметь надежду на Бога всеблагого, всемогущего и всеправедного. Всегда спешить к Таинствам Покаяния, Исповеди, Причащения Святых Христовых Таин, потому что именно нося благодать Христову в собственном сердце, мы обретем это самое постоянство, неуклонное желание и волю идти дорогой веры, надежды и любви.

Я очень надеюсь, дорогие Константины, что вас будет больше. Даже если среди сегодняшних участников нашей передачи Константинов – раз, два и обчелся, то, во всяком случае, качества вашей души, пусть по закону сообщающихся сосудов перейдут в сердца и мужчин, и женщин, и возрастных, и молодых людей. Потому что нет ничего дороже постоянства, уподобляющего нас Господу Иисуса Христу, Который, выйдя на общественное Свое служение, исполнял волю Небесного Отца, волю благую, угодную и совершенную без страха и упрека.

Мы прощаемся с вами, дорогие Константины, и все, кто сегодня с нами вместе размышлял о имени равноапостольного царя Константина, память которого, вы помните, 3 июля, вместе с царицей Еленой. Ну а о Еленах речь у нас впереди.