Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Протоиерей Артемий Владимиров

Серия передач «Имен сокрытое значенье»
Вступительное слово. Андрей. Ксения.

Серия передач «Имен сокрытое значенье» из цикла «Cловесные акварели» посвящена нашим именам, их значениям и тонкой связи между значением имени, святым угодником, который освятил это имя своими подвигами, трудами и молитвами и той жизненной нравственной программой, которая должна раскрыться для каждого из нас, если мы желаем угодить Богу, находясь в невидимом, но осязаемом союзе с нашим небесным покровителем.

Вступительное слово: 


 
Приветствую вас, дорогие друзья, мы вновь с вами встречаемся, с тем, чтобы за малое, отведенное нам для общения время поговорить о том, что представляет существенный интерес для каждого. И в том цикле, который я задумал как продолжение наших словесных акварелей, преимущественное внимание будет отдано, уделено нашим именам, тем именам, которые были выбраны родителями или нами самостоятельно – речь идет о взрослых людях, которые, принимая крещение, уже самостоятельно властны выбрать для себя небесного покровителя или угодницу Божию, имя которых будет очень значимо для нашей жизни во Христе.

«Философия имени» – так называется работа, написанная некогда Алексием Федоровичем Лосевым, знаменитым русским мыслителем, знатоком античности, раннего средневековья. И это словосочетание – философия имени – говорит о том, что оно, нареченное на нас имя, в себе сокрывает некую тайну. Дело в том, что каждая человеческая личность, каждый человек обретает свое имя. И есть некая таинственная тонкая связь между значением имени, святым угодником, который это имя освятил своими подвигами, трудами и молитвами и той жизненной и нравственной программой, которая должна раскрыться, как бутон, для каждого из нас, если мы желаем угодить Богу, находясь в невидимом, но осязаемом для нас союзе с нашим небесным покровителем.

Вот почему так важно вникнуть в сокровенное значение имени, если таковое значение имеется, так важно знать житие своего святого. Потому что, конечно, не случайно тебя зовут Николай или Ирина, Татьяна или Александр и Елена. И очень часто мы обретаем какие-то соответствия между особенностями жизненного подвига героя, святого угодника Божиего и нашей жизнью. Не говорю о том, что святые, пройдя узким путем евангельского самоотвержения, отринув соблазны, преодолев искушения, стяжав благодать Святого Духа, как будто бы прокладывают дорогу и нам, своим меньшим братьям. И действительно легче идти тернистым путем спасения, зная, что твой небесный покровитель тебя всегда видит и слышит, он всегда внимает тебе, молится за тебя, ходатайствует за тебя пред Божиим престолом. И конечно от нас зависит во многом, какую помощь мы получаем от святого угодника Божиего. Зависит потому, что один человек, может быть, никогда и не соприкасался с жизнеописанием угодника, через которого назван, а другой ежедневно раскрывая молитвослов, в утренних молитвах находит краткую молитву своему покровителю: «Моли Бога о мне, святый праведный отроче Артемие! Яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».

Кто-то из вас, может быть, поучаствовав в нашей совместной словесной акварели, удосужится найти тропарь – маленькое церковное песнопение в честь своего святого. Через некоторое время у кого-то появится акафист своему угоднику Божиему. И как утешительно где-то в путешествии, в час досуга, раскрыв акафист, помолиться от всей души, от всего сердца тому, кто неравнодушен к тебе, тому, кто любит тебя вечной Божественной любовью, незримо, а иногда и явственно помогает. Ибо, действительно, земной мир пронизан миром духовным, и мы у Господа и у Его святых угодников, как на ладони. Они в зерцале – в зеркале Божией благодати видят все, что происходит в тайниках нашей души.

Конечно, жизнь прожить - не поле перейти. Ни у кого из нас не бывает жизнь ровной, словно заснеженное поле, но и ухабы, и овраги, восхождение сменяется падением. Однако закон жизни христианина: упал – встань, отряхнись, покайся, попроси прощения у Господа и взывай к Нему с мольбою: «Господи, помилуй! Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест мой донести». Мы призваны вновь двигаться дорогой евангельских заповедей.

Ну а для того, чтобы сердце наше не ослабело на пути, для того, чтобы уныние и печаль какой-то черной стеной не преградили нам путь в Небесный Иерусалим, почаще, дорогие друзья, будем вспоминать значение нашего имени – что в имени твоем сокрыто. И сопрягая это значение с угодником Божиим, который впервые освятил наше имя своей праведной жизнью, мы будем обретать определенный импульс, энергию Духа Святого, которая, как крылья за спиной раскрываемые, нам содействуют и помогают нам двигаться стезей веры, надежды и любви к Создателю.

Вы знаете, есть такая прекрасная пословица, может быть, кому-то неизвестная: «Не имя крестит человек, а человек крестит свое имя». Не должно полагать уж слишком сильную зависимость от имени человеческого поведения, потому что нам дана свобода произволения. Я как священник встречал иногда в своей пастырской практике такие случаи, когда, приходя ко мне, люди жаловались – представьте себе! – на свое имя. Они почитали себя несчастливыми, потому что их зовут Людмила или Светлана. Это суеверие.

Будемте, дорогие друзья, благодарить Господа за дарованную нам благодать. И в последующих передачах мы начнем рассуждать о самых известных и часто встречающихся именах.
Андрей:



Сегодня, дорогие друзья, я хотел бы пригласить в нашу изостудию словесную всех желающих, но поближе ко мне расположиться за мольбертами мужчин, отроков, юношей, пожилых людей, дедушек, родителей, названных в честь апостола Андрея Первозванного.

Андрей – красивое звучное древнее греческое имя, которое переводится на русский язык как «мужественный». Noblesse oblige – положение обязывает, не правда ли, дорогие мои Андреи, в честь которых даже некогда был учрежден в Российской Империи орден святого Андрея Первозванного.

Вы, наверное, знаете, что этот ученик Христов первым отозвался на евангельскую проповедь Иисуса Христа, первым последовал за Господом, почему именуется Первозванным. Андрей – брат апостола Петра. И вся жизнь этих галилейских простых рыбаков была озарена безраздельной любовью ко Христу. Святой Андрей Первозванный, как и прочие апостолы, получил дар Духа Святого на пятидесятый день после Воскресения Господа нашего. Как и прочие апостолы, он получил свой жребий проповеди. И где только ни слышалось его благодатное слово – и среди Средиземноморья, и страны Черноморского бассейна. И, как неложно свидетельствует Писание, именно он над Днепром на холме водрузил крест, предсказав о том, что отсюда Божия благодать распространится на многие города. Даже Валаам помнит проповедь апостола Андрея, которого мы считаем, таким образом, просветителем будущей Святой Руси.

Слово «Андрей», как вы слышали, означает «мужественный». Стало быть, всякий мальчик, получивший это имя, должен – благодаря хорошему воспитанию со стороны родителей, учителей, наставников, – особенное внимание обращать на эту силу души – храбрость, мужество, отвага. Мужская харизма не предполагает боязливости, трусости. Андрей это не та персона, которая, как зайчик, складывает ушки и прижимает к груди лапки при всяких критических, опасных, страшных ситуациях. Вот почему сегодня нам можно порассуждать о том, что является истинным мужеством.

Если трусость определяется как страх перед неизвестным, как паралич ума и сердца в те минуты, когда человеку надлежит принимать волевое решение в стесненных обстоятельствах, то мужество – это золотая середина между бесшабашностью, ложным бесстрашием, безрассудством и позорной трусостью, которая всегда почиталась смертным грехом для русских мальчиков, особенно тех, кто воспитывался в дворянских гнездах. Мужество предполагает хладнокровие, навык сохранять ум спокойным, и ясным, и деятельным тогда, когда многие окружающие нас причины как будто бы хотят выбить человека из седла. Мужественный – это не тот, кто лезет на рожон и подставляет – рубаха-парень, – грудь навстречу вражеской пуле. Мужество иногда заключается в том, чтобы сохранять свою жизнь, с благоразумием удаляться от опасности, как учит нас Господь: если вас гонят в одном городе, идите в другой. Вместе с тем, образчиком и эталоном подлинного мужества является Сам Христос Искупитель, Который, как вы помните, не отвращал лица Своего от заплеваний, Который взирал на своих гонителей, мучителей и распинателей с Божественным спокойствием и молился об умягчении их сердец. Однако никогда не допускал в душу этого холодящего ужаса, который связывает немощного человека по рукам и ногам.

Святой апостол Андрей Первозванный, как свидетельствует Предание, в Скифии был правителем-язычником вознесен на крест, сложенный диагонально из двух поперечин. Три дня и три ночи, привязанный к орудию казни, он свидетельствовал о воскресшем Христе людям, во множестве стекавшимся на место подвига апостола. В час его кончины крест был видимо для язычников осиян Божественным светом, благодаря которому многие десятки некрещеных людей уверовали во Христа.

Дай Бог, чтобы наши Андреи, подражая своему небесному покровителю, были надежными друзьями, теми людьми, на которых реально можно положиться, у которых слово не расходится с делом. Дай Бог, чтобы, молитвами апостола Андрея Первозванного, они в наше расслабленное время действительно имели твердое плечо, были бы подлинными рыцарями веры и любви.

Ксения:



Я надеюсь, дорогие друзья, что мы вновь встречаясь с вами, сегодня предложим интересное размышление для всех Вас. Но пусть героиней нашего собрания будет сегодня Ксения, Ксении – те, кто в детстве или в крещении, воспринятом в сознательном возрасте, приняли имя блаженной Ксении Петербужской.

Само имя ее означает «странница». И оно вполне оправдалось в житии этой удивительной святой блаженной Христа ради юродивой Ксении, которая, живя в Санкт-Петербурге в XVIII столетии, потеряв в молодые годы супруга, Андрея Федоровича, всю свою последующую жизнь посвятила молитвам о упокоении его души. И не просто молитвам, она оставила свой дом, свое имение, раздала ближним свои вещи. И первое время так и называла себя: Андреем Федоровичем. Родственники отвели ее в психиатрическую лечебницу, но по освидетельствованию врачи признали ее совершенно вменяемой, с трезвым рассудком, ясной памятью женщиной. И она, ходя в яркой одежде, вроде бы была у всех на виду: зеленая кофта, красная юбка, между тем в тайне сердца подвизалась в непрестанной молитве к Небесному Отцу. Не только дни, но и ночи она отдавала подвигу молитвенного предстательства за своего усопшего мужа, а затем любовь к нему переросла у нее в любовь и сочувствие ко всем окружавшим ее людям, жителям Санкт-Петербурга, соотечественникам. Так что где-то на пустыре – а в XVIII веке Петербург еще не был застроен, она клала поклоны на все четыре стороны – север, юг, запад и восток – и до рассвета стояла, как свеча, на молитве. Так что мало-помалу петербуржцы поняли, что это не больная, не помешанная, но это человек, слово которого имеет особую духовную силу. Сначала единицы, десятки, сотни, тысячи людей почитали святую Ксению своей молитвенницей, покровительницей, зная, что она никогда ничего не делает и не говорит просто так. Несколько десятилетий она утешала жителей Петербурга своим присутствием в их жизни. И сколько пар венчались по ее молитве, сколько людей получили исцеления, прося Ксенюшку блаженную походатайствовать за них пред Господом.

Итак, Ксения, странница. Дорогие Ксении, какое же применительно к собственной жизни вы выведете назидание, размышляя об этом прекрасном имени. Мы действительно путешественники в этой земной жизни. Мы как бы находимся в командировке, притом что исход души из тела будет последним ее пунктом, прежде чем мы предстанем пред Богом. Тот, кто является подлинным странником на земле, всегда возводит глаза к Небесному Отечеству, к Горнему Иерусалиму. Помните изречение Священного Писания: мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем? Названная именем Ксении должна держать свое сердце царственно свободным, суверенным. Притом что сердце человека влюбчиво, прилипчиво, оно недугует многочисленными пристрастиями, иногда до смешного. Это может быть даже не человек, а любимая собачка, собственная внешность, предмет одежды, какие-то книги, материальные ценности, безделушки.

Не такова носящая имя Ксении. Она умет бесспорно пользоваться земными дарами. Если замужем, то благоговеет пред своим супругом, и он достоин этого. Она отдает свою душу воспитанию детей, она почтительная мать. Но при этом никто и ничто не должны становиться между ней и Богом. Ксения – странница, которая, как блоковская Незнакомка, стопами легкими, как сон, движется, едва-едва касаясь земли. Садится за обед или ужин, напоминая собой птичку-невеличку: чик-чирик, чик-чирк – чуть-чуть клюнет и, не отягощая свое чрево, но восполняя ушедшие за день силы, подкрепившись, вновь переходит к своим необходимым делам.

Ксения всегда чувствует, что на нее устремлен невидимый земным глазам взор Божий. Ему, Господу, Прекраснейшему из сынов человеческих, она отдает души прекрасные порывы. От Него Ксения черпает животворные токи любви, радости, мира чистоты, мудрости, с тем чтобы, отразив в чистом зеркале своего сердца эти лучи, направить их на ближних.

Каждый день мы должны прожить так, чтобы нам не было мучительно больно за бесцельно проведенные в этом дне часы. Поэтому Ксения умеет делать и мгновения – секунду, минуту – значительными. Когда мы вооружаемся девизом: «С молитвой к Богу, с любовью к людям» и стремимся распространять вокруг себя свет любви, красоту, тепло человеческого сочувствия, сострадания, то мир вокруг нас становится многоцветным, будни превращаются в праздник.

Мне хочется пожелать вам, милые Ксении, идти дорогой жизни разбрасывая вокруг себя эти благоуханные цветы – милости, сострадания, уметь проливать в скорбящие сердца надежду словом добрым или тайной молитвой.

Обратите внимание, что у нас в русской Православной Церкви уже празднуются два дня в году, которые могут считаться вашими именинами. Я веду сейчас речь о тех христианках, которые получили в крещении имя блаженной Ксении. Запомните 6 число – 6 февраля и 6 июня, если мне не изменяет память, уточните, дорогие друзья, сейчас можно в анналах Интернета, в поисковике найти ответ на любой достойный вопрос.

А я заранее хочу поздравить вас с днем Ангела и думаю, что блаженная Ксения помолится о вас, помолится и о нас, за то, что мы сегодня не всуе вспомнили ее имя и поразмышляли над его сокровенным значением.