Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Евгений Каньшин

Память преподобного Серафима Саровского


Поздравляем всех с памятью преподобного Серафима, всех причастников с принятием Святых Христовых Таин.

Сам Серафим Саровский был за то, чтобы христиане чаще приобщались Святых Таин. Но при всем при том он особенно обозначал необходимое рассуждение, он говорил так: внимай себе. Что это такое: внимай себе? То есть смотри за собой внимательней, за своими движениями мысли, за своими движениями души, за своим расположением чувств, чтобы тебе не погрешать против Господа Бога. Потому что человек способен на все – на взлет к небесам и на падение на землю. Поэтому для того, чтобы выбрать путь к Богу, необходимо устранить из своей жизни очень много всего лишнего, ненужного и разрушающего человека. Устранить – взять и убрать. И вот это действие необходимо соблюдать во все дни жизни своей.

Внимание себе необходимо и в молитве. Част бывает, человек молится, а потом только спохватывается: а что же он такое прочитал-то? что же это было? Правило. Ой, уже конце правила, а где же его начало-то? Да вроде не спал, а где оно? И часто вот это рассеяние ума оставляет нас бесплодными. Тратим мы часы жизни, которые могут складываться в дни, дни в недели и так далее, и это все бесплодно для нас. Свет только жжём зазря. А Серафим Саровский с одной свечкой молился в своей келье, и при внимательном отношении к молитве говорил, что правило, большие правила необходимые – каноны, акафисты – бессмысленны, если твоя мысль в них не заключена. Если ты не наполняешь все это чтомое своим сочувствием, своим соприсутствием, то все это не более чем жужжание мух около окошка. Поэтому Серафим и сказал, что есть возможность читать кратко: «Отче наш» три раза, «Богородице Дево радуйся» три раза, Символ веры один раз – вот правило, если ты занят очень. Надо бежать на работу там, что-то делать, важное, необходимое – что ж поделаешь, все мы должны снискивать себе пропитание и так далее, и за квартиру платить, за то за се. Бежать, гонимые необходимостью. Читай краткое правило, но ум-то и при кратком правиле должен быть погружен в слова молитвы, чтобы ты слышал, что произносят твои уста, чтобы ум присидел сердцу, как говорят святые отцы, чтобы ум разумел то, во что сердце окунается, то, чему сердце соприкасается.

Если ты призываешь в молитве Бога, а сам при этом рассеиваешься на внешние предметы, то не оскорбляешь ли ты величие Божие, призывая Бога и при этом от Него отворачиваясь на мелочные, по сравнению с этим, всякие отвлечения свои? Получается, что ты позвал Того, Кто вселенную всю держит в Своих руках, и отвернулся от Него занимаясь суетой. Что это такое? Это страшно и совсем неправильно. Так вот Серафим Саровский дает короткое правило, но при этом он всегда говорит, что учи себя сосредотачиваться в молитве, произнесении краткой молитвы – «Богородице Дево, радуйся» читаешь или «Отче наш», или Иисусову молитву произносишь – старайся производить внутреннюю работу. Не языком, а внутреннюю работу, чтобы ум окунался в слова молитвы, чтобы сердце разумело и сопереживало читаемому.

И когда вот это все Серафим объясняет преподобный, а потом говорит, что, конечно, великая польза есть в чтении акафистов, канонов, изучении богослужения, чтении домашнего правила. Вот так он сначала говорит, что не мели языком, все даром пойдет и прахом, если ты будешь думать, что ты много прочитываешь, прямо все – я так подготовилась к причастию, ну так! – вычитала все, что вообще напечатали за прошедшие 500 лет, правда, засыпала несколько раз во время чтения. Так вот Серафим сначала дает наставления о внимании в молитве, а затем уже говорит о пользе читаемого. И только тогда, когда ты встанешь на правильные рельсы, ты можешь далеко уехать. И если ты на рельсы не попал, то далеко ты не уедешь.

Поэтому для всякого человека стяжание Духа Святаго Серафим Саровский обозначил как важное, самое важное в нашей жизни. Соприкоснуться Духу и вселить Его в сердце свое. Человек только тогда обретает внутреннюю полноту и чувствует себя счастливым, цельным, способным на всякое совершенство. «Все могу о укрепляющем меня Христе», – апостол говорил. Только тогда, когда человеку соприсутствует Дух Божий, когда Дух Божественный исполняет человека, когда наша форма наполняется Его содержанием, тогда у человека и творческие способности, и молитва льется, радость в сердце появляется. Не искусственная радость, не просто какие-то словопричитания благочестивые, а истинная радость – хочется всех обнять, хочется всем спасения, хочется миру мира, хочется отдать душу свою за то, чтобы кто-то спасся, чтобы кому-то было легче, хочется умереть, чтобы кто-то выздоровел, хочется не войти в Царствие Небесное, лишь бы кто-нибудь из заблудших и тяжело состоящих вошел туда.

Вот и Серафим Саровский молился о том, чтобы, если возможно, что пусть он не войдет в Царствие Небесное, но вот заблудшие люди, те, кто разрушают веру, те, кто разрушает общество, чтобы они раскаялись и вошли. Вот какое у него было сострадательное сердце, какой был ум у человека, что вот он готов был пожертвовать всем своим существом, всем своим будущим с Богом, лишь бы спаслись окружающие люди – это великое состояние внутреннее. Это не то, что как у нас шипят иногда приходские змеи. «Спаси ж вас Господи! – Нет, это вас спаси Господи!» – наши благочестивые змеючки приходские так, бывает, шипят. Но Серафим совсем по-другому был устроен, к чему и нас тоже призывал. И если кто-то сподобится почитать его жизнеописание, обратите внимание на то, сколь милостив он был, милостив – милующее устроение его сердца проявлялось в том, что он к человеку и по-другому не обращался, как «радость моя», «сокровище мое». Почему? Он не говорил: вас тут не стояло. Он говорил: радость моя. И совсем другой человек был, совсем другого внутреннего устроения.

Матерь Божия видела в нем эту способность. Наверное, в каждому человеке есть эта способность, потому что Серафим Саровский от плоти и крови наш, и мы тоже все с ним как бы единодушны и понимаем, что курские купцы, народ, сами знаете, купцы – все надо успевать и зарабатывать, продавать и покупать, и перепродавать, и так далее. А вот среди такого вот рода человек – совершенно земной ангел, небесный человек – Серафим. Матерь Божия много раз исцеляла его во время его жизни, потому что только на Нее он и полагался, вверяя себя Ей, ни о чем больше не думал. Упал ли он в детстве с колокольни – Матерь Божия его исцелила. Заболел ли тяжко, три года страдал в монастыре без помощи врачей, готовился к смерти – не дала ему умереть Пресвятая Богородица, явилась, исцелила. Разбойники изувечили его, требуя от отшельника, который комаров своим телом кормит, понимаете, в лесу с медведями живет, какого-то золота, каких-то богатств от него искали они в этом дремучем лесу, вот богатства, что там с золотом будет делать. Искали, изувечили, ну понятно, что по сатанинскому навету. Исцелила его Матерь Божия. И зажегся в нем такой светильник любви, что Сама Пресвятая Богородица сказала ему выйти из затвора. Прошу обратить на это внимание. Матерь Божия Сама руководила им, и вывела его из затвора, чтобы этот светильник был поставлен и виден всем. Поставлен наверх и виден всем, чтобы все приходили, учились, грелись, вразумлялись и подражали ему, как он старался подражать святым апостолам, ученикам Христовым.

Чудный Серафим, предивный чудотворче – как еще можно о нем сказать? никак по-другому, потому что он сам солнце, отражающее великое Солнце правды – Христа Господа. И мы сегодня с вами празднуем его преставление и второе обретение его святых мощей. Безусловно, для нас преподобный Серафим – это радость и это тот человек, чье наследие духовное мы должны исследовать, чтобы свое сердце умягчать, для того чтобы учиться правильной молитве, для того чтобы организовать свое внутреннее пространство, чтобы ум нашел сотрудничество с сердцем, и чтобы все это было исполнено благодати Духа Святаго. Тогда и возжигается в человеке свет Божественный, тогда он, как светильник, светит всем, как преподобный Серафим Саровский. С праздником вас.