Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Обрезание Господне


Поздравляю всех с сегодняшним праздничным днем Обрезания Господня и памятью святителя Василия Великого. Этот день особенный во всем строе церковной жизни, он соединяет собой и праздник Рождества Христова, и праздник Крещения Господня, ибо завтра уже начинается предпразднство праздника Крещения и даже сегодня мы слышали Евангелие, которое читается в неделю пред Богоявлением. Но поскольку в этом году особо получилось так, что только один воскресный день между этими двумя праздниками, и самый праздник Крещения уже не позволяет свершить отдельную воскресную службу, мы сегодня читали это Евангелие. И таким образом уже праздник Крещения Господня входит в нашу жизнь, и мы слышали слова о крещении, которым будет Господь крестить нас водой и Духом. Я крещу вас водою только, говорил Иоанн Креститель.

И в восьмой день, как повествует евангелист Лука, Господь был обрезан, по закону, и Он Сам потом говорит, что вы обрезуете в субботу человека, но это повеление не от Моисея, а от отцов. Говорит о древности этого Божиего установления, которое получил Авраам, когда ему было 99 лет перед рождением чудесным образом сына Исаака. Господь сказал, что в обрезании Он полагает вечный завет между Собою и человеком. Вот такое таинственное действие и для нас не совсем понятное, почему именно таким образом Господь заключил завет вечный с человеком, через обрезание. Мы знаем, что завет был с Ноем установлен через радугу, как знак этого завета радуга, которую Господь показал Ною. Видно, до этого времени радуги еще не было на небе никогда – изменился климат земли после потопа, и Господь радугу явил как некое чудо, преломление Божественного света, вернее не Божественного, а тварного света, но который символизирует Божественный свет в воде. А вода – это ведь источник земного бытия для человека и всякой живой твари. А почему обрезание, можно поразмышлять и не так легко найти ответ. Но мы понимаем, что речь идет о чадородии, и именно из поколения в поколение передается всем нам грех Адама, так называемый первородный грех, то повреждение человеческой природы, которая всех нас отчуждает от Бога и приводит в рабство диаволу. И нужно было показать, такой знак дать, что Господь Иисус Христос, Который придет во плоти и прольет Свою кровь, Он эту цепь греховную прервет и станет, как говорят святые отцы, Новым Адамом, от Которого произойдет новый род, род христианский.

И Господь поэтому принимает обрезание, как верный закону, законопослушный. Он исполнил весь закон за всех нас, ибо закон свят и дан человеку для спасения. И, таким образом, Господь, принимая обрезание, фактически его и отменяет уже как обряд, потому что после крещения человек уже новая тварь, новое существо. И обрезание лишь только знак, данный Богом для ветхого человека. Эта цепь уже прервана Богом, цепь греховная, в том смысле, что каждый человек может обрести свободу, и апостол говорит, что Господь нас обрезал не рукотворным совлечением греховного тела плоти, вот истинное обрезание – это отсечение греха от сердца. И, таким образом, чистые сердцем Бога узрят – человеку открывается вход в Царство Божественной любви.

Принимая обрезание, Господь являет Свое смирение, принимает поврежденную грехом человеческую природу, хотя не грех, а только поврежденную природу. Даже образ рождения человека, он изменился после грехопадения, и вот эта низшая природа человека – пищеварение, чадородие, все это не таково, каким было оно при сотворении Адама и Евы. Почему у нас всегда и стыдливость присутствует, когда мы вынуждены соприкасаться с этой низшей природой, потому что эта природа нам напоминает о нашем грехопадении, о том, что мы потеряли. И эта стыдливость есть знак Божий нашей душе, чтобы мы искали Царства Божия. И, как Господь говорит, в будущем веке уже люди не женятся и не посягают, уже прекращается и само чадородие, хотя заповедь чадородия дана была в раю до грехопадения, и образ этого чадородия нам неизвестен.

На такие размышления нас наводит сегодняшний праздник. И в заключение вспомним о том, что во время обрезания Господу было наречено имя. Как говорит евангелист Лука, данное Ангелом, нареченное с небес, еще до Его зачатия во чреве. И мы вспоминаем праздник Благовещения, событие чудесное, где Пресвятая Дева получает известие о том, что станет Матерью Сына Божия и дается Ей и повеление наречь Его именем Иисус. Также и Иосиф, когда обнаружил непраздность нареченной ему жене, тоже получает откровение от Бога через Ангела о том, чтобы он принял жену свою и нарек имя Сыну, Который родится – Иисус. Само Слово «Иисус», это имя, означает Бог или Сущий, Спаситель, Бог Спаситель. И в этом слове заключено все наше благо, все наше упование, надежда на спасение. Поэтому Святая Церковь всегда с благоговением относилась к призыванию Бога по имени. И после Богоявления этим именем стало прежде всего имя Иисус, хотя и другие имена мы знаем – Эммануил – с нами Бог, Сущий – Сый по-славянски, или Иегова по-древнееврейски. Имя Божие – это некая тайна, тайна Богоявления, тайная Божественной любви, и поэтому в имени Христовом заключается как бы все Евангелие, вся тайна нашего спасения. И призывание имени Господа было открыто прежде всего апостолам, они совершали чудеса именем Христовым. И когда Дух Святой сошел на апостолов, апостол Петр напомнил пророчество Иоиля, что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. И что нет другого имени под небом, которым бы нам возможно было спастись. Поэтому имя Иисус есть что-то ни с чем не сравнимое, что выражено в акафисте – Иисусе Сладчайший.

И хочется еще напомнить слова из Апокалипсиса, последней книги Откровения Божия, Нового Завета, где Господь говорит: побеждающему дам ясти от манны сокровенной и дам ему камень белый, и на камне имя написано, его же никто же весть – никто же его может знать, только тот, кто его получает. Мы знаем, что камень в Священном Писании есть образ и символ Христа. Камень краеугольный, его же отвергли зиждущие, который стал главою угла. И имя, написанное на этом камне, есть имя Божие – Иисус, которое и даровано человеку для спасения

И в заключение размышления скажу стихами, потому что стихи есть Божий дар. Сам Господь говорили стихами, и молитва «Отче наш» – это тоже стихи, я уж не говорю про псалмы Давида. В Священном Писании этот жанр особенно используется, и собственно вся поэзия происходит от Библии, от подражания Слову Божию.

Я в сердце загляну заветные глубины,

Там среди мрака дремлющих страстей

Сиянье чувствую сокрытого рубина,

Господь им одарил Своих детей.

То светится Божественное имя,

Одно под небом слово – Иисус.

Любезно, чудотворно, чисто, сильно

И вожделенно для невинных уст.

Аминь.