Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы с вами празднуем память великого святого, преподобного Серафима Саровского, который вместе с Сергием Радонежским является наиболее почитаемым и любимым святым Русской Православной Церкви. И не только потому, что куда бы мы ни приехали, сейчас для нас это стало возможным, в Святую ли Землю, в Греции и в иных местах, на американском континенте, везде мы в храмах можем встретить образ преподобного Серафима. И он соперничает со святителем Николаем в своем почитании, потому что особое у него место в жизни Церкви, особенно в жизни Русской Церкви. И его благодать простирается по всем Церквам, и кто узнает о нем, не могут уже не любить, не могут не молиться ему и надеются получить от него Божие посещение.

Само имя его означает «пламенеющий» и, как известно, из жизнеописания этого праведника, он всегда светился любовью, горел любовью ко Христу Воскресшему, всегда пел пасхальные песнопения, круглый год. И всех приходивших встречал удивительным приветствием: «Радость моя, Христос воскресе!» И люди действительно ощущали эту радость, она как бы передавалась от сердца к сердцу. И многие кто имел возможность встречи с этим святым, действительно возгорались любовью ко Христу, меняли свою жизнь. Но не все. Не будем думать, что это происходит автоматически. Это особое Божие промышление, и вот это промышление не только о каждом конкретном человеке, но и о целом народе, о Церкви. В Церкви должны быть такие светильники, которые Господь поставляет на свещник, чтобы они светили всем в доме Господнем и указывали путь ко спасению.

Преподобный Серафим был удивительным подвижником. При жизни он скрывал свои подвиги, но Сам Господь что-то из его сокровенной жизни нам приоткрыл. Мы знаем его вышеестественные подвиги, в том числе стояние тысячу дней и ночей в молитве, такой подвиг столпничества, который был известен в Древней Церкви и оказался возможным и в наши дни, можно сказать. Потому что Серафим Саровский к нам близок по времени, он скончался в 1833 году. Это не так уж и давно, поэтому чувствуем близость к этому святому.

Он повторил подвиг многих святых подвижников, стяжал великие дары благодати Духа Божия, в том числе прозорливости. И когда к нему люди приходили с сомнениями: а что может мне сказать этот старик? – они были поражены и покорены его любовью и его прозорливостью, ибо он помогал людям увидеть свои собственные грехи, ибо Господь ему открывал это. И люди, потрясенные этой встречей, меняли свою жизнь и обретали крепость веры, желание спасения. Таково было его служение уже в последние годы, когда он вышел из затвора и стал принимать людей многих.

И конечно, это могло смущать братию, кто-то видел в этом что-то недоброе, как это обычно бывает. И даже само прославление, которое свершилось в 1903 году, как раз после 70 лет по преставлению Преподобного, в день его рождения. Сегодня день рождения преподобного Серафима. Это прославление совершилось благодаря участию нашего последнего царя Николая II, с которым особая была связь у Преподобного, он написал письмо, как мы знаем, которое удивительным образом сохранилось и было передано адресату. И произвело великое какое-то действие, благодаря которому наш венценосный монарх сподобился и мученического венца, вместе со своими близкими, со своим семейством. Наверное, это было большое для него значение, вот это письмо, которое сохранено в тайне. Но мы видим связь через Царскую Семью с нашим временем, связь с преподобным Серафимом.

Конечно, мы чувствуем и связь духовную, потому что в наше время люди стали причащаться Святых Таин Христовых, чего не было в XIX веке, уже совершенно люди перестали причащаться. Причащались только священники по долгу службы, как говорится, но даже монашествующие причащались редко, а про мирян уже нечего говорить, раз в год причащение было нормой, считалось, что это хорошо. А Преподобный смог эту ситуацию как-то менять, хотя это было практически невозможно. Он сам причащался раз в неделю и по великим праздникам, и всех своих чад духовных всегда благословлял причащаться. И когда спрашивали, как часто можно причащаться, он говорил, чем чаще, тем лучше. Но чтобы никого не смущать, он говорил, в великие праздники и во время постов, в День Ангела и так далее. То есть указывал те дни, когда причастие наиболее актуально, когда это совершенно естественно в великий праздник соединиться со Христом. И страшно подумать, что в прошлом, позапрошлом веке люди не причащались в великие праздники. Приходили к храм, молились и уходили. Конечно, это было каким-то перекосом, это было работа лукавого духа, лишить людей причастия, ибо причастие есть дар Божий и заповедь. Не надо забывать, что это заповедь, которая нам дана: «Сие творите в Мое воспоминание. Кто не вкушает Моего Тела, не пьет Моей Крови, тот не имеет в себе жизни». Страшные слова. И вот под это слово подпала Русская Церковь, да и не только Русская, это от греков пришло вот такое вот ложное благочестие редкого причащения. Не исполняя эту заповедь, люди, конечно, не имели в себе силу жизни. Может, поэтому и революция произошла, что люди-то оказались слабыми в духовном смысле и не смогли распознать тех подмен, которые произошли, тех искушений, которые обрушились на наш народ, потому что не было духовного опыта, не было самого главного – это единения со Христом.

И вот Преподобный удивительно деликатно, как бы мы сказали, и мудро наставлял прибегать как можно чаще к принятию Святых Таин Христовых и жить Христом, жить всегда в молитвенном предстоянии Богу. Он говорил, что дело, которое совершается не ради Христа, не может быть добрым, как бы оно добрым ни казалось. Оно всегда будет замешано на тщеславии, на какой-то душевности, на желании получить что-то в обмен. А вот то, что делается ради Христа, единственное доброе дело, так он говорил. И наставлял всегда иметь рассуждение по отношению к телесным внешним подвигам. То что было характерно для его времени: люди много читали молитв, строго постились, но при этом были далеки от дух молитвы, от милосердия, от желания быть со Христом. И он говорил, что все эти средства, все эти подвиги – и молитвы, и поста, и бдения, они хороши, но именно как средства. Это не является целью христианской жизни, и это его беседа почти перед кончиной за полтора года, беседа о цели христианской жизни. Это как бы его завещание духовное. Это уже слово зрелого опытного духовника и молитвенника, прошедшего через многие испытания.

И вот как бы нам это поучение использовать, это сокровище, дарованное нам Богом. Чтобы мы не уклонялись ни направо, ни налево в своих путях к Богу, чтобы мы находили эту золотую середину. Он всегда говорил, что не нужно нам носить вериг – то есть брать на себя тяжелые внешние подвиги, стерпи укоризну – вот тебе и вериги, говорил Серафим. Действительно мы порой стремимся к строгому соблюдению поста и чтению молитвенного правила, но легко входим в дух недовольства, раздражения, уныния. Не терпим каких-то укоризн в свой адрес, даже, может быть, незаслуженных. И это говорит о том, что мы не несем вот этих вериг, которые нам Сам Господь дает. И нам не нужно ничего придумывать и себе что-то изобретать, какие-то еще дополнительные вериги, то что делали люди с древних веков, когда люди сами по себе были, может быть, более обходительны и требовалась вот это физическое еще усилие. Но, конечно, и нам тоже нужны и пост, и молитва, никто их не отменял, они благотворны, но это не может быть главным. И самое существенное, что во всем требуется мера, рассуждение и духовный плод. Так чтобы на сердце приходила радость, чтобы мы вместе с Серафимом Саровским могли смотреть на каждого человека светло, не осуждая его, но жалея и радуясь о том, что он есть, что в нем сокрыт образ Божий.

И в сегодняшнем Евангелии Господь нам говорит прежде всего о внутренней жизни. Собственно, в этом и есть путь христианина – не внешних подвигов, но очищения собственного сердца. «Разве вы не понимаете, что входящее в уста проходит в чрево и извергается вон» – по поводу того, что фарисеи очень соблюдали обычаи мыть руки перед вкушением пищи. «Не это оскверняет человека – говорит Господь, – а исходящее из уст, из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – и это оскверняет человека, а есть неумытыми руками – не оскверняет человека».

Фарисеи как раз, они, движимые духом гордости, стремились к буквальному и тщательному соблюдению внешнего закона, который, конечно же, хорош, но когда он становит какой-то самоцелью, а не средством, то может приносить величайший вред для души, и вовсе человека изолировать от благодати Божией. Поэтому христиане тоже часто страдают эти духом фарисейства. Но у нас несколько другие только правила, не то чтобы это не есть неумытыми руками, а вот различные поклоны, соблюдение обрядовой стороны христианской жизни становится вдруг самоцелью, то есть чем-то существенно важным. И люди на это обращают первостепенное внимание, вовсе не обращая внимания на собственное сердце, в котором гнездятся и осуждение, и недовольство, и гордыня. И это такие страшные грехи, которые действительно человека делают неспособным к восприятию Божией благодати. Поэтому все внешние подвиги поста, молитвы и бдения оказываются не туда. Не на благо человеку, могут укреплять только его в гордыни и в еще большем осуждении. Поэтому для нас это является как бы таким испытанием – как мы общаемся с ближними. Если мы в себе обнаруживаем осуждение, недовольство, значит, нам нужно пересмотреть свое отношение и к посту, и к молитве, и может быть, даже где-то и поубавить наши подвиги телесные, но зато более мягко и благожелательно общаться с окружающими нас людьми.

Молитвы преподобного Серафима да помогут нам, ибо он молится за Россию, молится за наш народ, как он это делал при жизни, так и ныне. И будем верить, что с Божией помощью мы сможем воспринять его советы, которые нам хорошо бы перечитать и руководствоваться ими действительно, как очень ценными и непосредственно нам дарованными Богом. Аминь.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: