Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Лазарева суббота


Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы совершаем особую службу, посвященную величайшему чуду, совершенному Господом, воскрешению святого праведного Лазаря, друга Христова, так Сам Господь называл его. И когда сестры послали к Нему сказать, что тот, кого Ты любишь, умер, и Господь подтвердил это, но слово Его было таинственным, что Лазарь уснул, а Я должен прийти и пробудить его. И ученики сначала не могли этого понять, но тогда Господь им прямо сказал, что Лазарь умер. И для нас поучительно, то что Господь не спешит к Своему другу, когда получает известие о его болезни. Он даже радуется, что Его там не было, когда это совершилось. Потому что от века Богу ведомы все дела Его, Он промышляет о спасении людей, попуская различные временные скорби и даже саму смерть. Желает лишь возвести нас к высшему – к вере в вечную жизнь, в постижение Божественной любви, которой мир был создан и которой мир существует. Поэтому Господь не торопится к Своему другу. И Он услышит потом от сестер Лазаря укор: «Если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат».

А Господь и не спешил для того, чтобы он умер, и чтобы явить это великое чудо, когда тело уже подверглось естественному тлению, чтобы все удостоверились, что действительно смерть произошла, что это не сон, а реальная смерть. Так же когда Господь воскресил дочь начальника синагоги Иаира, было удостоверение в ее смерти в том, что когда Он сказал, что девица не умерла, но спит, все начали смеяться над Ним, потому что были совершенно уверены, что она умерла. А здесь еще большее удостоверение от самих сестер. Когда Господь повелел отвалить камень от входа в пещеру, гроба, Ему пытались возразить: уже смердит, уже четвертый день. Но никто не смел ослушаться, и это Божие повеление было исполнено.

Тогда Господь воззвал к мертвому: «Лазарь, выходи». И мертвый чудесным образом вышел, хотя был обмотан погребальными пеленами и не мог бы, естественно, передвигаться, но тут произошло вышестественное действие Божие, и дух вернулся в уже разрушающееся тело. А мы знаем, что мозг сразу же теряет способность к жизнедеятельности, буквально в считанные секунды, какие-то органы еще продолжают как-то существовать, даже волосы растут. Но тут четыре дня, уже тело действительно полностью было отдано тлению, но слово Божие совершает величайшее чудо. Господь являет Свою силу и любовь, ибо мир создан Божественной силой и Божественной любовью. Создан как бы из ничего, ну можно сказать, что создан из Божиего всемогущества, ибо не было ничего, кроме Бога, и все, сотворенное Им, обрело свое бытие по слову: «Да будет». И вот здесь мы слышим то же слово Того же Творца, ибо Христом Сыном Божиим весь мир был сотворен: «Лазарь, выходи».

И мертвый вышел. И это явилось таким явным чудом, таким убедительным, что великое множество иудеев, которые доселе сомневались, никак не могли сделать свой выбор, действительно это Христос или просто кто-то из пророков воскресших – Иоанн Креститель, – так говорили люди, и никто не мог точно знать, кроме некоторых. И многие обрели веру в Сына Божия, во Христа Божия. И это чудо имеет столь великое значение, что простирается до сего дня, до каждого из нас, ибо все мы боимся тления, боимся смерти, как и говорит апостол: чрез страх смерти все оказались подвержены рабству диавола. Он пугает нас смертью, пугает нас болезнями, различными лишениями. И Господь, являя это чудо, укрепляет нас в том, что для Него так же легко воскресить уже распадающуюся плоть, как исцелить больного и как создать этот мир. И собственно создание мира, оно все время нам является. Вот весна, допустим, это тоже есть образ Воскресения, тоже есть чудо Божие, когда природа, казалось бы, мертвая, вновь оживает, являет силу Творца. Поэтому сегодня мы с вами переживаем это чудо, и являемся как бы его свидетелями в духе Божием, в церковной жизни, чтобы нам воспринять тайну Воскресения Христова, ибо Господь для этого и совершает это чудо, «общее воскресение прежде Своей страсти уверяя», как воспевает Церковь.

И сегодня день памяти воскрешения Лазаря и завтра день Входа Господня в Иерусалим. Собственно этот вход, столь торжественный, величественный и значимый, совершился благодаря этому чуду. Ибо столь много людей уверовало в него как в Мессию, что встретили его соответственно, и воздавали Ему царственные почести, выстилая свои одежды и бросая цветы, ветви пальм, чтобы явить свою преданность и веру в грядущего Мессию. А Он грядет на вольное страдание. Вот чтобы ученики не усомнились, Господь перед этим преобразился на горе, чтобы укрепить их веру в то, что Его страдания добровольны. Он не раз им говорил о них и о Воскресении, но они еще не могли этого воспринять. Вот Господь готовил Своих учеников, последователей к тайне Креста и Воскресения.

И мы знаем, что Господь любил и Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. И Мария, как мы знаем, помазывала ноги Христа драгоценным миром, тем самым совершив акт любви и совершив особое приготовление Спасителя к погребению. Почему Господь любил Марфу и Марию, и Лазаря? За чистоту их души, конечно, за их веру в Него. И действительно они исповедуют эту веру, хотя эта вера еще нуждается в укреплении, потому что они сетовали на то, что Господа не было с ними, когда умер их брат. «Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». То есть их вера несовершенна, но Господь говорит ей: воскреснет брат твой. И Марфа отвечает: знаю, что воскреснет, в воскресение, в последний день. Вот эта вера в воскресение была столь любима Господом, что он избрал их из многих и посещал их дом и находил там успокоение себе.

А Господь говорит: «Я есмь Воскресение и жизнь. Верующий в Меня если умрет, оживет», – эти слова мы должны всегда помнить. Потому что лукавый всегда нас смущает помыслами, страхованиями. «И всякий живущий, верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» – вопрошает Господь Марфу и она отвечает: «Так, Господи, я верую, что ты Христос Сын Божий, грядущий в мир». Вот это исповедание было, как я думаю, основанием той любви, которую Господь обращал к этим людям.

И это касается всех нас. Если в нашей душе будет такая вера во Христа Спасителя, то и нас коснется Божия благодать, и нам Господь даст уверение Своей любви, совершит чудо воскрешения нашей души для вечной жизни, хотя и не спешит это делать, как не спешил воскресить Лазаря. Дает нам определенное время для того, чтобы мы были подготовлены к восприятию этого чуда. Всему свое время, не будем никогда сетовать на то, что Господь не слышит наши молитвы. Господь слышит их даже до нашего обращения. Но всему свое время. Важно нам давать Богу свободу действий, не навязывать Ему свою волю, как нас спасать, но верить, что Бог только этим и занят в этом мире, и весь мир сотворен для того, чтобы спасти тех, кто этого пожелает. Я желаю всем нам быть в числе тех, кто откликнется на Божию любовь, кто преодолеет страх смерти и верой в Воскресшего Христа сможет достичь Царства Божия. Аминь.