Версия для печати

протоиерей Сергий Теплов

Св. апостола Иоанна Богослова


Поздравляю всех, отцы, братья и сестры, с большим праздником, памятью святого апостола любви, Иоанна Богослова, любимого ученика Христова. А также с памятью святителя земли нашей, патриарха всероссийского Тихона. Причастников с принятием Животворящих Святых Таин Христовых.

«Бога никто никогда не видел, – говорит апостол Иоанн Богослов. – Если мы любим друг друга, то Бога в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Церковь именует Иоанна апостолом любви, ибо он громче всех апостолов возвестил эту боготкровенную истину, слова Христовы: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, и по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Именно он воспринял эти слова и донес их до нас, истолковал, раскрыл всей своей жизнью, и в своих кратких посланиях прежде всего он говорит об этой заповеди.

«Кто говорит, что любит Бога, а ненавидит брата своего, тот лжец» – это от противного. «А кто любит, тот пребывает в Боге, потому что Бог есть любовь». Тайна Божественной любви открыта нам в Новом Завете Христом, тайна Отца, Сына и Святого Духа. И человек призван Богом приобщиться Божественной любви. Для этого создан этот мир любовью Божией, и не только создан, но и постоянно храним Божией любовью, как в сегодняшний солнечный день мы можем это хорошо чувствовать. Во всей природе мы можем заметить отражение Божественной любви. Особенно это заметно в цветах, которыми Бог украсил этот мир. Неслучайно у нас некоторые прихожане держат цветы в руках, потому что это знамя победы Христа над смертью, над ненавистью диавола, над грехом. Всякий грех это есть нелюбовь, всякий грех есть преступление против любви. И апостол Иоанн, как никто другой, воспринял Своим чистым сердцем эту заповедь, потому что был таким он человеком чистым, способным воспринять самые высшие действия Божественного Духа. Не случайно Господь избрал его и возлюбил его более других, так что он возлежал на персях Христа на Тайной Вечери, и Петр просил его узнать, кто же это предаст Учителя.

Вот его особая близость ко Христу открывает его любовь. Возлюбил Христа уже при жизни, и это мы видим в событиях распятия, потому что все апостолы разбежались – «поражу пастыря, и разыдутся овцы стада», как пророчество исполнилось. Но Иоанн оказался выше этого страха, вместе с Божией Матерью следовал за Христом до самой Голгофы. Страх смерти его не смог побороть, любовь к Учителю была сильнее, и он поэтому получил особое послушание от Господа: «Жено, се сын Твой, се Мати твоя» – в лице Иоанна усыновил всех нас Матери Божией. А Иоанну, самому молодому из апостолов, вверил самое дорогое, что у Него было в этом мире, это Свою Пречистую Матерь. И он достойно позаботился о Ней до Ее чудесного успения в Иерусалиме, хранил и делал все необходимое для Нее. Это есть свидетельство его любви ко Христу, что он не убоялся смерти.

И мы знаем, что он был испытан и после Воскресения претерпевал многие муки. И в пучине морской пробыл четырнадцать суток, был ввергаем и в огонь, но ничто не поколебало его веры, преданности всеблагому промыслу Божию. Он является истинным, высочайшим свидетелем Божественной любви. Поэтому его проповедь была очень проста. «Дети, любите друг друга» – это слова Христа, но он их говорил, уже зная это по собственному опыту и напоминая всем ученикам Христовым, что заповедь любви и есть самая важная и единственная заповедь. Это слова Христа, что на этой заповеди – любви к Богу и к ближнему – держатся все заповеди. Или как Он сказал, «висят» все заповеди, то есть это некий крюк, на котором вообще все мироздание держится.

Поэтому христианин прежде всего должен задавать себе вопрос, а любит ли он ближних. Потому что если мы любим ближних, то Бог пребывает в нас. Бога никто не видел, но через образ Божий, который запечатлен в каждом человеке, мы можем увидеть Бога. В каждом человеке образ Божий запечатлен. В той или иной мере он, конечно, закрыт, искажен, даже изуродован может быть, но он все равно присутствует. И если мы этого не видим, то значит, наше сердце ожесточено страстями, оно видит прежде всего те страсти, которыми само недугует. Поэтому, не находя в себе отклика любви, мы должны повнимательнее заглянуть в глубину своего сердца: что там живет, какие там желания, стремления. Может быть, это и уныние, может быть, это и печаль или какое-то недовольство. Даже промыслом Божиим человек может быть недоволен, роптать: почему так, почему погода такая сегодня или обстоятельства не располагаются, как мне этого хочется. Человек может быть одержим какими-то страстными желаниями плотскими, стяжательством. Все эти страсти запрещают любви быть в сердце, изгоняют любовь. И поэтому наша борьба со страстями есть прежде всего желание обрести любовь и соединиться с Богом. Потому что любовь – это и есть Божие присутствие в человеке. Это не наше какое-то усилие, не наше чувство, но это есть тайна замысла Божия о мире и человеке, так чтобы Бог мог вселиться в нас и пребывать в нас. Бог хочет Свое жилище устроить именно в сердце человека, не где бы то ни было. Если мы этому препятствуем, то мы становимся преступниками, становимся враждебными к Богу, мы грешим и, конечно, страдаем от этого, прежде всего сами, и окружающие люди тоже это испытывают.

Порой мы удивляемся: почему? Я же ничего такого не сказал даже, а на меня как-то косо посмотрели, мне ответили грубо. Ну так ведь любовь чувствуется сердцем. Если даже мы ничего плохого не сказали, но в нашем сердце нет любви, а есть значит какие-то страсти – осуждение, недовольство – человек это легко может воспринять и почувствовать. Как поется в одной песне: «Ее же – любовь – ее же надо узнать по взгляду». Взгляд наиболее полно свидетельствует о любви. Можно ничего не говорить и ничего не делать, а просто посмотреть, и другой человек воспримет вашу любовь, и это будет для него, может быть, откровением каким-то.

Вот я вспоминаю, как был на Афоне, мы посещали разные монастыри, а их там много, 20 основных и еще много скитов, калив, и невольно приходилось сопоставлять, как тебя встречают в одном монастыре, в другом. И, конечно, это было заметно, где, в каком монастыре есть любовь. Это читалось во взгляде просто того монаха, который встречал тебя в архондарике. Как он просто на тебя посмотрел – ты уже чувствовал, есть здесь, в этом монастыре, любовь или оскудение какое-то. Сердце это легко чувствует, и мы никого не обманем, если даже изображаем из себя любовь и какое-то слащавое, может быть, выражение лица делаем – нет, никого не обманешь. Тем более Бога.

Поэтому нужно устремить свой взор мысленный в сердце и прежде всего искать в сердце сочувствия, доброжелательства, снисхождения, прощения, терпения. Все это дары любви. Только любящий может терпеть и прощать. И когда мы обнаруживаем невозможность в себе простить кого-то, потерпеть, если мы осуждаем, если обижаемся, негодуем, значит любви в нашем сердце очень мало, не хватает. Я не говорю, что ее нет совсем. Потому что если бы ее не было совсем, мы бы потеряли образ Божий тогда, мы бы вообще стали подобны демонам. Да, любовь есть в нашей душе, не будем отчаиваться. Просто она бывает слаба, и не хватает ее сил для покрытия тех грехов, которые мы обнаруживаем и в себе, и в окружающем мире. Поэтому если мы обнаруживаем в своей душе любовь и сострадание, мы можем не сомневаться, что Бог пребывает в нас. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Вот источник любви – это Господь Иисус Христос. Отец Небесный пришел по любви в этот мир и нас призывает откликнуться на Его любовь и войти в радость вечной жизни.

В любви нет страха. «Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся несовершенен в любви». Страхи нас частенько посещают, и это тоже для нас некий указатель на то, что любви в нашем сердце недостаточно. Помочь нам может только Христос, других источников любви просто не существует. Его любовь столь велика, что она может любого переполнить и сделать самым счастливым человеком на свете. А сделавшись самым счастливым человеком на свете, человек естественно желает поделиться этой радостью с окружающими людьми. Поэтому Серафим Саровский так и сказал: «Стяжи дух любви, дух мира, и тысячи спасутся вокруг тебя».

Любовь никому ничего не навязывает – это надо тоже хорошо знать. Потому что мы порой думаем, что действуем из любви и навязываем ближним какие-то, может быть, даже добрые вещи, особенно касающиеся духовной жизни. Но почему-то не слышим отклика, видим противление. Так противление это нашей гордыни, противление той нелюбви, которую мы осуществляем, думая, что мы как раз и поступаем по заповеди любви. По взгляду можно узнать. Если мы имеем добрый взгляд, то мы никак не будем никого форматировать, как сейчас говорят, под свои стандарты, перестраивать. Вообще, любое насилие – это уже отсутствие любви. Когда мы насильно кого-то хотим спасти, привести к каким-то добрым нравам – никак это невозможно. Любовь прежде всего ценит свободу, которую даровал Создатель. И именно сама любовь может осуществиться только лишь при условии абсолютной нравственной свободы. И потому собственно зло и существует в этом мире. Если бы Господь запретил зло, то любовь тогда исчезла, она бы не смогла осуществиться, потому что все было бы предрешено. А любовь свободна. Поэтому тайна любви есть вообще тайна всего мироздания и тайна присутствия в этом мире духов тьмы. Потому что если бы их Господь послал в геенну огненную, как это и будет сделано, то любовь не смогла бы осуществиться. Поэтому ради любви требуется жертва, требуется наша жертва, каждого. А чем пожертвовать можно? А прежде всего своим самолюбием, своей гордостью и прочими страстями. И дать место Богу.

Будем любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас. Наша любовь есть ответ Богу. Не мы возлюбили Бога, а Он возлюбил нас и дал нам Свою любовь. Наше дело только ее принять, откликнуться на нее. Если мы участвуем в литургии, то хорошо знаем – Господь призывает и просит: «Придите, примите» – никакого насилия, это просьба. Господь желает, чтобы мы пребывали вместе с Ним. Наше дело откликнуться на Божественную любовь, увидеть ту любовь, которую Господь уже нам даровал. В нашем сердце она пребывает, и даже до Крещения. Как это ни парадоксально, но младенец, который еще зубов не имеет, но он умеет улыбаться, улыбаться так, что всякий, который эту улыбку может воспринять, ощущает Божие присутствие в этом мире. Потому что человек от рождения несет в себе образ Божий, и в младенце этот образ еще сияет, он не помрачен грехами. Значит, мы тоже получили, когда были младенцами. А потом еще мы стали младенцами во Христе, то есть произошло еще второе рождение, когда благодать Духа изгнала из нашего сердца нечистый дух. И сама Божия благодать, то есть Божия энергия вселилась в наше сердце и сделала его способным для любви, для преодоления всех искушений, всех страстей, которые должны прийти, должны сразиться с нами, а мы должны их победить. Чем победить? Только силой любви. Любовь имеет такую силу побеждать грех и саму смерть, что мы видим во Христе. Он совершил этот великий подвиг любви и смертью попрал смерть. Явил Свою любовь вечную. И всякий, кто узрел эту любовь, кто откликнулся на нее, становится уже новым человеком, и для него открывается тот узкий путь, путь самоотвержения, который ведет нас в Царство Божие. А ведет Господь Своей благодатью, Своей любовью.

Поэтому я желаю всем проявлять любовь, как поет об этом известный певец: «на любовь свое сердце настрою, а иначе зачем на земле этой грешной живу». «Все, что нам нужно, это любовь», – поется в другой песне. Поэтому эти глубокие слова, очень таинственные, они касаются каждого из нас. И Паисий Святогорец говорил: надо настроиться на нужную волну, как радиоприемник мы настраиваем – радио «Вера», и слушаем Евангелие. Вот так и свое сердце нужно настроить на любовь. Подкрутить необходимые органы нашей души, поднастроить их так, чтобы мы были способны и воспринять Божию благодать, и осуществить Божию благодать в своей жизни. То есть делать добрые дела, пусть самые малые. Пусть это будет просто улыбка младенца – но это уже будет дело спасения, это будет уже благовествование о том, что Бог присутствует в этом мире. Будем избегать всяких греховных состояний, несовместимых с любовью. Прежде всего обид, недовольства, ропота, раздражения – это явные враги, которых мы легко можем увидеть и просто погнушаться входить с этими врагами в какие бы то ни было отношения. Это не мое – и призывать Того, Кто является источником силы и любви: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!». Аминь.








Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: