Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Память свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы благодарим Бога особенно радостно и светло, вспоминая просветителей славянских народов Мефодия и Кирилла. Мы видим икону этих мужей Божиих, через которых Господь просветил славянский народ, даровал им Евангелие, святую православную веру. И если бы не они, как бы мы сегодня с вами совершали службу, как бы мы прославляли Бога, как бы мы познали, как благ Господь и как бы мы спасались с вами – без слова это невозможно, ибо вера от слышания. И эти святые, конечно же, были Промыслом Божиим на это поставлены, на просвещение славянских народов, и Господь их готовил к этому служению.

Святой Мефодий имел славянское происхождение, так же как и его брат, Константин, в схиме Кирилл, они были людьми благочестивыми. Хотя Мефодий служил в армии, был талантливым военачальником и в течение 10 лет в славянской стране он занимал значимый пост и изучил славянский язык, хотя и с детства был с ним знаком. И это оказалось неоценимым в его дальнейшем служении, потому что ему было поручено просвещать народ славянский. И он, уповая на Божественную помощь, взял на себя этот крест служения, просвещения, язычников, варваров, как их называли, светом учения Христова.

Мы видим в руках равноапостольного Мефодия Евангелие со словами: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Именно эти слова в первую очередь он начертал, когда готовился к просвещению славянского народа. Перевел Евангелие от Иоанна, а затем и весь Новый Завет, а в дальнейшем и Ветхий Завет – колоссальный труд, тем более что он не только перевел на славянский язык, он создал новый язык, который называется церковнославянским. Это не просто славянский язык, потому что языка просто не было. Он соединил достижения греческого языка с богатыми возможностями славянского языка и фактически создал новый язык, который смог уже выразить богооткровенные истины. Конечно, создание языка дело Божие, и мы благодарим Бога за эту великую милость нашему народу и, конечно, молимся тем, через кого Господь совершил это дело спасения.

В руках брата, Кирилла, мы видим азбуку. Ибо, прежде чем перевести и создать новый язык, нужно было создать новую азбуку, она была братьями создана. По всей видимости, Кирилл больше приложил к этому стараний, ибо он был человеком очень ученым и поэтому именовался философом. Больше всего он почитал Григория Богослова, человека высочайшего ума. И таким образом эта двоица святая, двух святых братьев, совершила дело Божие.

И когда они уже преуспели в этом деле, Мефодий был посвящен в епископский сан и стал епископом Моравским, совершал свое пастырское служение. Брат его, Кирилл, скончался раньше него, но просил, чтобы он не оставлял этого начатого ими общего дела, несмотря на то что он уже уходит из этого мира, но Мефодию еще предстояло трудиться. И он действительно продолжил этот подвиг уже один.

Когда отпевали святого равноапостольного Мефодия в столице Моравии, то Евангелие читали на трех языках: на церковнославянском, на греческом, на латинском. На Кресте Господнем надпись «Иисус Христос, Царь Иудейский» тоже была на трех языках: на римском, на греческом и на еврейском. И мы видим, что символически на этом отпевании уже славянский язык занял место еврейского языка. И действительно, славянский народ в наше время является подобием еврейскому народу, в том смысле что особое от Бога благословение, хранить веру православную. И нет в мире более такого народа, который был бы так одарен Богом, которому Господь пожаловал шестую часть всей суши земной, которого бы Господь благословил множеством святых угодников, которые являют собственно святость нашего народа. Поэтому Россия становится центром, хотя и всегда и была им после Крещения, духовным центром мира. И мы, конечно, не должны этим гордиться, считать, что мы какие-то особенные и имеем каким-то достоинства перед другими людьми.

Один святой, когда чувствовал, что не ощущает себя хуже других, снимал обувь, одевал рубище, на голову медную диадиму и ходил по селению, так чтобы все над ним смеялись. И когда он это видел, как над ним смеются люди, над его юродством, то он говорил, что ему тогда легче уже чувствовать себя действительно хуже других. Вот русскому народу особенно важно не превозноситься. Хотя в его природе есть определенная степень смирения, готовность принять всех, кто любит Христа без различия происхождения, но тем не менее гордость есть в каждому человеке. И легко можно возгордиться своей какой-то мнимой богоизбранностью, как это происходит с еврейским народом до сего дня. Как мы знаем, не все евреи еще покаялись, еще есть те, которые совсем не признают Христа и продолжают ждать своего «машиаха». Это потому что они не восприняли дух смирения, который проявил Господь: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Люди, которые не находят Христа, они и не находят покоя, им все время что-то нужно, они не могут жить спокойно. В мире им обязательно нужно развязывать войны, обязательно нужно доказывать всем, что они самые главные в этом мире. Мы это видим сегодня и в общественной жизни и в международной жизни. Поэтому русскому народу выпала особая честь служить Христу прежде всего в смиренном сердце своем и призывать имя Христово, как заповедал нам Господь.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали слова Христа, обращенные к ученикам, а значит и к каждому из нас: «Просите у Отца Моего всего, что пожелаете, во имя Мое». И можно сказать, что это заповедь о молитве Иисусовой, потому что самое важное и необходимое – это уверовать во Христа Спасителя и уверовать, что Отец Небесный Его послал. И таковых принимает Небесный Отец, таковых и благословляет, потому что возлюбил, как повествует Евангелие. И узнав об этом, не будем забывать о молитве, о благодарении Бога и о почитании тех святых, через которых нам Господь даровал слово спасения, даровал возможность совершать богослужение на нашем родном языке.

Святые равноапостольные Кирилле и Мефодие, молите Бога о нас!