протоиерей Сергий Теплов

Вознесение Господне


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Воскресший Господь, совершив дело нашего спасения, восходит на небо к Отцу, являет Свое сыновство и преподает Своим ученикам особенное благословение, чтобы они ожидали обещанного от Отца Духа Святого. Повелевает им не отлучаться от Иерусалима, но находиться в ожидании. Ученики уже стали думать, что вот сейчас-то все и совершится, то что они представляли себе – будет основано царство в этом мире, и все станет на свои места. Конечно, человек не может себе представить то, что он никогда не видел, то что за пределами его опыта. И поэтому люди часто пытаются понять тайну будущего века, исходя из своих каких-то фантазий или предположений. Конечно, все будет совсем не так. Царство Божие, как мы знаем, не от мира сего. Но ученики еще не могли этого до конца вместить, они ожидали, что вот все-таки оно совершится, и задавали Господу вопрос, не в сие ли время это произойдет. Господь отвечает: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти».

Как нас лукавый часто искушает именно вот этими временами и сроками, как мы, с какой жадностью навостряем уши, когда кто-то говорит о пришествии антихриста, о каких-то близких уже временах, и нам хочется знать поточнее, когда же это будет, прямо вот, может быть, завтра. Вот ученики тоже так чувствовали, что это все будет. Но их представление было земным. А Господь их, а вместе с ними и нас всех возводит на небеса, Он там приготовил нам место. О чем и сообщил Своим ученикам: «Я иду приготовить место вам». И удаляясь от учеников, благословляет их, благословляя, удаляется. То есть само это удаление не лишает учеников той благодати, которую они восприняли от Христа. Он сказал, что «Я с вами во все дни до скончания века». И Церковь нас уверяет, что Господь, вознесшись на небеса, не оставил нас.

И как мы знаем, ученики, получив это повеление не отлучаться от Иерусалима и ждать обетованного от Отца Духа, возрадовались. Они поклонились Христу, восходящему на небо, и исполнились неизреченной радости. Для нас это покажется, может быть, странным: как они, расставаясь с любимым Учителем, радовались? А Церковь нам отвечает, почему это было, как поется в тропаре, который мы только что слышали: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником Своим, обетованием Святого Духа». То есть они уже предвкусили как бы эту радость, когда Дух придет. Они не почувствовали себя сиротами, оставленными Богом. Наоборот, они ощутили, что их жизнь наполняется новым смыслом. И, как говорит евангелист Лука, они от радости и не верили и дивились тому, что происходит – такое у них было особое состояние.

И как мы знаем, Господь говорил, что «для вас лучше, чтобы Я взошел к Отцу. Если Я взойду, то ниспошлю Духа, исходящего от Отца». Удивительное утешение, удивительное Божественное смотрение о спасении человека. Все три Лица являются в этом таинственном замысле Божием. Сын приходит во плоти, а потом, удаляясь, вознося плоть человеческую на небеса, ниспосылает Духа, и Дух научает всему тому, что открыл нам Господь.

Святая Церковь нам сегодня возвещает о том, что Господь исполнил тайну нашего спасения. «Еже о нас исполнив смотрение, – то есть промысл Свой, – яже на земли соединив небесным», – то есть в чем промысл Божий, в чем замысел Божий: соединить небо и землю, соединить человека с Богом навеки. Сегодня мы поэтому торжествуем – мы верим, что теперь путь на небеса отверст. Сам Господь его открыл, прошел как Первенец этим путем, исполнил радости сердца учеников и дал им все необходимое для возрастания в жизнь духа. И что же Господь наш Иисус Христос, наш Господин, Царь, что Он принес Отцу, какую жертву Он принес, какой дар? Он принес человеческую плоть, воспринятую от Девы Марии и, воссев одесную Отца на небесах, эту плоть сделал способной к богообщению и жизни вечной. Тем самым он нас сделал причастниками этой тайне Святой Троицы. И поэтому мы сегодня особо благодарим Господа и размышляем о тех великих делах, которые совершил Христос по воле Отца Небесного.

Говорят, сегодня день отцов, потому что Сын – даже само наименование Его Сыном свидетельствует об Отце. «Я и Отец едины», – говорил Христос. И именно единство Отца и Сына есть великая тайна Святой Троицы. Так что и мы с вами усыновлены Богу, мы с вами имеем доступ к Отцу через нашу веру святую православную, через таинства Церкви, имеем доступ к Самому Отцу, Который рождает Сына и от Которого исходит Дух Святой. Тайна сыновства – это тайна великая, и она отображена в жизни человека, ибо человек создан по образу и подобию Божию, каждый человек призван и к отцовству, и к материнству, то есть своей жизнью явить единство Лиц Святой Троицы. В таинстве брака и рождаем детей для Царства Божия в любви, согласии, единстве веры, надежды, по замыслу Божию, является это подобие в жизни человеческого рода.

И потому так диавол ополчается на мужчин в наше время особенно, чтобы лишить их мужества, лишить их отцовства. Нынешние «мужчины» в кавычках сидят у компьютеров и вовсе не хотят быть отцами, а хотят развлекаться, хотят получать удовольствие. А брать ответственность и трудиться в поте лица своего не хотят. И поэтому в храмах у нас женщин больше. Потому что диавол прежде всего поражает вождя, главу. Но, слава Богу, есть тело еще, есть души женские, которые, к сожалению, порой берут на себя мужские функции и от этого страдают. Это тоже промысел диавола, можно так сказать, о разложении человеческой природы, когда женщина эмансипирует и становится уже не женщиной, а чем-то очень странным, странным существом, и сама от этого страдает прежде всего. Потому что женская природа отлична от мужской, и женщине никак невозможно стать мужчиной. А чтобы быть счастливой, чтобы быть радостной, ей нужно быть замужем, ей нужно быть матерью, бабушкой и преклонять свою главу под покров мужа. И мы видим, как сейчас ополчился лукавый дух на супружество, как он день ото дня отбирает у людей это Богом заповеданное благо, извращает человеческую природу, наущая греху. И тем самым человек теряет способность к богообщению, что самое страшное. Душа погружается во мрак и наполняется многими страстями.

Поэтому сегодняшний праздник в нас вселяет надежду, что если Господь исполнил о нас смотрение и земное соединил с небесным, вознеслся во славе – то значит победа Христа, она с нами. Каждый человек имеет возможность воспринять эту победу и присоединиться к ней своей собственной жизнью. И нас не должно смущать, что мир идет к своему концу. Как говорит Священное Писание, грешный пусть еще грешит, а праведник пусть возрастает в благочестии – для этого Господь нам все дает. Кто хочет возрастать в Боге – все для этого имеет, особенно в России, где благодать Божия особенно явственно действует. И мы самые счастливые люди на земле, что родились именно на этой земле, которую Господь избрал для Своего промысла во спасение всего рода человеческого. Посмотрите, наши православный храмы сейчас построены по всему лицу земли, литургия православная свершается на всех континентах, на всех широтах – и это ли не чудо, это ли не вселяет в нас надежду, что унывать нам никак нельзя. И в отчаянных обстоятельствах мы не должны отчаиваться, но предоставлять Богу творить Свои дела и промышлять о спасении не только России, но и многих других людей, живущих вне ее. Это уже нам неведомо. Сам Господь, как мы знаем, положил времена и сроки, каждому народу их пределы обитания и устроение всех народов, и не только народов, но и каждого человека. И нам не следует пытаться все понять – это очень опасно. Нам нужно понимать самое главное, то что относится к нашему спасению.

Сегодня об этом возвещает нам Церковь, что Господь, совершив наше спасение, восшел на небеса, воссел одесную Отца и ниспосылает нам благословение, а святые ангелы, которые присутствовали при этом событии, утверждают, что таким же образом, как вы видите Иисуса восходящим, таким же образом Он явится вновь. Мы ожидаем второго пришествия Христа. Мы не боимся второго пришествия, потому что в нас поселилась любовь ко Христу, в нас поселилась надежда, и мы говорим: «Пробави, Господи, милость Твою на нас», – дай нам еще возможность подготовиться к этой встрече. Дай нам возможность не впасть в искушение, не поддаться на различную клевету и страхования от лукавого духа, но быть мирными и радостными сердцами, прославляющими Бога.

И то благословение, которое Господь преподал Своим ученикам, мы каждый раз принимаем в конце Божественной литургии, когда, уже причастившись Святых Таин Христовых, видим, как священник, произнося возглас, благословляющий Бога: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков», осеняет нас Чашей со Святыми Дарами. И перед Чашей зажигается свеча, уносится в алтарь. Но вот это благословение, которое Господь преподал ученикам, оно как бы вновь и вновь на каждой литургии нам является, и мы его можем воспринять. То есть мы можем всегда, каждую литургию переживать тайну вознесения Христа, Его Воскресения и вознесения. И в это время как раз священнослужители и говорят: «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш». Вознесыйся во славе от нас на небо, открыл нам небо и мы теперь, причастившись Святых Таин, уже становимся небожителями, мы отрываемся от земли, мы уже раскрываем крылья и обретаем способность не погружаться в землю хотя бы, так, слегка касаться ее. Желаю всем такого доброго, радостного устроения. И пусть благословение Божие, которое Он преподал Своим ученикам, возносясь к Отцу, будет всегда с нами. Аминь.



Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал: