Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Заметки наших прихожан о поклонении Поясу Пресвятой Богородицы

Пребывание Пояса Пресвятой Богородицы в России стало настоящим чудом. Многие делятся своими наблюдениями, открытиями, переживаниями... С другой стороны, кто-то недоумевает - зачем было стоять по 26 часов на холоде и ветре? Ведь частицы Святого Пояса есть в России... А кто-то откровенно злобствует, не верит, кто-то возмущается какими-то пропусками, VIP-персонами и т.п. Мы решили разместить несколько откликов на эту тему наших прихожан...

 

Пояс Пресвятой Богородицы
Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы,
из священной обители Ватопед
Когда Пояс Пресвятой Богородицы совершал шествие по России, я была уверена, что прикладываться не пойду. Не потому, что мало почитаю Пресвятую Богородицу или страдаю скрытым иконоборчеством – просто известия о многочасовых очередях не вызывали воодушевления, а горький опыт многих лет свидетельствовал: может быть, на кого-то в результате терпения толчеи и сходит благодать, но только не на меня: немощную, раздражительную, склонную к осуждению и печали.

Да и стоит ли мучиться, если всем известно: малая частица святыни несет в себе такую же благодать, как и большая, а частицы Пояса Пресвятой Богородицы в Москве есть. И вполне вероятно, что я уже неоднократно прикладывалась к ним – с верой и благоговением, но это не становилось заметным событием в жизни моей души.

И все же, поклониться Поясу хотелось. Его пребывание в Москве стало особым временем: сведения о размерах все удлиняющейся очереди приковывали интерес, статьи о подробностях пребывания Святыни в Первопрестольной жадно прочитывались. Душа тянулась к ним, вновь и вновь пытаясь решить для себя вопрос: зачем? Для чего люди стоят по 16 часов на холоде и промозглом ноябрьском дожде? Кто эти люди? Подвижники, выстаивающие длительное время с молитвой и смирением, сознательно идущие на труд? – Но неудачные попытки достояться до святынь, посещавших столицу в прежние годы, оставили по себе память, что отнюдь не все паломники таковы. Нецерковные обыватели, поддавшиеся ажиотажу или наивно убежденные, что, прорвавшись к Поясу, они получат от него все, чего пожелают? – Но откуда у таких людей сила совершить то, что для меня, пребывающей в Церкви не первый десяток лет, кажется невыносимо тяжким? К середине недели я поняла, что наличие в центре нашего города непонятной очереди вызывает у меня скрытую досаду. Размыслив, я осознала, что признать этих людей правыми – значило принять мысль, что они, многие из которых и в храм-то заходят от случая к случаю, более церковны, нежели я. А осудить их скопом, как подвигалось к тому грешное сердце, – значило встать на сторону модернизма, неприятия святыни, отторжения того, что уже явно виделось чудом возрождения души русского народа. Но уж кем-кем, а скептиком-модернистом становиться не хотелось… Признав же правоту стоящих в очереди, оставалось только присоединиться к ним! Когда эта мысль встала передо мной в своей очевидности, очередь как раз доросла до Воробьевых гор и СМИ информировали, что по прогнозам специалистов, в ней придется стоять около двух суток…

И тогда душа приняла единственно верное решение. Взмолиться: «Матерь Божия, Ты видишь, что я почитаю Тебя и была бы очень рада приложиться к Твоему Поясу, но мои страсти не позволяют мне отстоять многочасовую очередь. Я непременно соблазнюсь хамством ОМОНовцев, толчками слишком близко притертых ко мне ближних; я не смогу молиться, когда рядом ведутся пустые разговоры и поются околоцерковные песни без рифмы и мелодии… Но это я во всем виновата, ведь другие выдерживают все без осуждения – и потому приемлют благодать, которая дает им силы и радость. Помоги же им не замерзнуть, укрепи их, защити и утеши и их святыми молитвами дай мне хоть немного Твоей милости… А я прочту акафист перед домашними иконами, и хотя бы на расстоянии поклонюсь находящейся в Храме Христа Спасителя святыне».

На другой день события стали развиваться по непрогнозируемой траектории. Исчезли вполне объективные препятствия, не позволявшие мне выкроить время на паломничество. Интернет вдруг сообщил, что время ожидания в очереди сократилось до получаса. Душа решилась.

И вот уже я с двумя знакомыми иду вдоль огражденной чередой автобусов набережной и вижу, как очередь нарастает на глазах: шедших в десяти шагах впереди пропустили, а нам велели пройти еще пару десятков метров – до следующего кордона. Становится очевидным, что ни получасом, ни часом время ожидания не ограничится. «Может, хотя бы два…» - Тешит слабая надежда. Но душа уже радуется тому, что все препятствия вдруг исчезли и я иду-таки на поклонение святыне.

И вот уже мы стоим на продуваемой всеми ветрами набережной и читаем акафист Пресвятой Богородице. И с благодарной радостью принимаем стаканчики с горячим чаем. С удовольствием едим гречку, молясь о здравии людей, стоящих тут целый день, чтобы кормить паломников. Искренне сочувствуем полицейским и совсем молодым солдатикам, обеспечивающим порядок – и нет у них никакого хамства и бесчувствия, просто возложена на них тяжелейшая задача не допустить давки, которая возникнет, если люди увидят лазейку и, превратившись во вмиг обезумевшую толпу, скопом ринутся в нее. Радуемся, как хорошо организовано стояние: очередь разделена на сектора, так что нет смысла толкаться и оттирать друг друга, потому что, когда откроют очередное заграждение, все находящиеся в нашем секторе перейдут в следующий, а потом во второй, десятый, пятнадцатый – до храма-то еще далеко… Но стоять не скучно и не тяжело – и впрямь, утешает Пречистая…

Многие, поклонившиеся Поясу, свидетельствовали об охватившей их пасхальной радости, ликовании и восторге. Я не ожидала ничего подобного. Не по Сеньке шапка. И не получила. Но то, что удалось с тихой умиротворенностью отстоять шестичасовую очередь, не разозлиться на толкнувших и отодвинувших, искренне помолиться о ближних и дальних, на миг прикоснуться к святыне и сохранить об этом благодарную память – разве это не чудо?

А.С.


 

Размышения на тему или мои ответы на некоторые вопросы...
Храм Христа Спасителя


Зачем было идти к Святому Поясу, стоять много часов в очереди, если частица Пояса Богородицы есть в некоторых храмах?

А потому что благодать Пасхальная, сравнимая с тем, что испытываешь в Иерусалиме, например…

А зачем ехать в Дивеево или в Троице-Сергиеву Лавру, если частицы мощей преподобного Серафима и преподобного Сергия есть во многих храмах?

А зачем совершать паломничество в Иерусалим, если частицы Гроба Господня и Голгофы есть в некоторых храмах России? А зачем?... Список можно продолжать…

Вопрос сердца, духа, веры, любви… Чего-то, что словами не объяснишь, глазами не увидишь…

Про VIP-персон… Не знаю, были они или нет… И что значит VIP?

Сотрудники храмов и Патриархии? Ну так им логично было бы дать билеты: люди за мизерную зарплату трудятся не покладая рук, отдают все силы души и тела служению Господу. Уверена, что никто из кричащих громко про какие-то там билеты на это не согласился бы – им бы потеплее да покомфортнее, да и чтоб зарплата достойная…

Чиновники и правители? Да я сама бы их вперед пропустила без всяких билетов – только бы приложились! Может быть, благодать их сердец коснется, и они начнут законы нормальные принимать, запретят, наконец, пропаганду разврата и насилия, положат предел развалу системы образования и здравоохранения, на деле, а не на словах будут способствовать укреплению института семьи...

Интересно, те, кто, громко кричал про VIP-билеты, никогда не пользуются VIP-приглашениями? Кто-то из них, например, присутствовал на открытии Большого театра, а огромная очередь из «простых смертных» стояла с 5 утра, чтобы купить билеты в Большой – и кончилось тем, что пришлось полицию вызывать…

Но дело-то не в этом… а в том, что захотелось на Церковь полаять за то, что проповедует служение Чистоте и выступает против безнравственности… Но ведь «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнет…»

Татьяна