Официальный сайт Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Адрес сайта: www.hram-ks.ru


Монашеское житие


XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения

28 января 2020 года участники XIV направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Великая Победа: наследие и наследники», начали свою работу.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на традиционный форум прибыли архиереи, наместники, игумены и игумении ставропигиальных и епархиальных монастырей. Организатором работы направления является Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви во главе с председателем архиепископом Каширским Феогностом; куратор направления – игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Заседания проходят в конференц-зале гостиницы «Даниловская» на территории Данилова ставропигиального мужского монастыря.

Работа монашеского форума началась с пленарного заседания. В президиуме присутствовали: архиепископ Каширский Феогност; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; игумения Иулиания (Каледа); игумения Феофания (Мискина), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Открывая работу направления, Его Высокопреосвященство архиепископ Феогност передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предоставил слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.

В докладе «"От горячей любви моей к Отечеству…" (свт. Игнатий (Брянчанинов)). Монашество и патриотизм» митрополит Георгий напомнил, что на Руси отрекающийся от мира и ставший уже на земле гражданином небесного Отечества инок никогда не переставал ощущать себя верным сыном Отечества земного. Религиозность пронизывала все стороны жизни наших предков и всегда была деятельной.

Примером чуткой любви к своей Родине, по мнению митрополита Георгия, может служить для соотечественников святитель Игнатий (Брянчанинов), на основании творений и писем которого глава Нижегородской митрополии показал, что отклик в сердце святителя находили многие важные, в том числе и военные, события его эпохи. Несмотря на то, что главным в его жизни оставалось аскетическое делание, иноческие подвиги не заслонили для него всего того, что происходило в Российской империи.

Из переписки с игуменом Валаамского монастыря Дамаскиным явствует, что святитель поддерживал его решение об отправке на флот иеромонахов для окормления русских воинов. Адмиралу П.С. Нахимову он посылает в качестве благословения образ святителя Митрофана Воронежского (как благодетеля Черноморского флота) и письмо, которое адмирал зачитал на корабле своим офицерам, воодушевленным после битвы при Синопе.

Святитель Игнатий прочит русским воинам Царствие Небесное, занимая в оценке духовной значимости воинского подвига позицию, несвойственную византийскому богословию, но принятую на Русской земле. «Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых, – пишет он кадровому военному Николаю Муравьеву-Карскому. – Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична римлянину, а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому христианину».

Видение святым Игнатием положения России в международной политике раскрывается в его переписке с Муравьевым-Карским. Он пишет о том, как открываются хищнические замыслы англичан и французов, как Европе в целом и Германии в особенности требуется участие России; англичан ввиду подлости их политических интриг называет «бесчеловечными и злохитрыми карфагенянами». Святой рассуждает о целесообразности похода к Босфору и Дарданелам, радуется разгрому вражеской «анатолийской армии» и взятию Карса и просит не торопиться с заключением мира до тех пор, пока Россия не получит плоды своих успешных военных баталий.

Причиной значимости земных побед для России святитель считал особое предназначение Божие: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству… Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни».

Подводя итог сказанному, митрополит Георгий обратил внимание монашествующих на то, что история неоднократно подтверждала и слова, и обоснованность переживаний святого. Это означает, что главными условиями процветания нашего государства, которое призваны любить и миряне, и монахи, и пастыри, являются его духовная целостность и нравственная чистота граждан.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, предваряя свое выступление на тему «Роль монашествующих в Великой Победе», отметил, что сегодня есть уже много свидетельств тому, что в годы Великой Отечественной войны монашествующие не только исполняли главное дело своего служения – молились о победе Отечества, – но и личным примером способствовали формированию в душах соотечественников высоких патриотических чувств, являя подвиг любви и подлинного служения своей земной Родине. Далее епископ Порфирий рассказал о жизни одного из наиболее почитаемых белорусских святых ХХ столетия преподобномученика Серафима (Шахмутя), насельника Жировичского Успенского монастыря. В середине 1941 года архимандрит Серафим отправился в Восточную Белоруссию, где активно занимался восстановлением разрушенной церковной жизни, а в послевоенные годы был арестован и погиб в заключении.

Архимандрит Серафим вместе с иереем Григорием Кударенко на лошадях выехали из Жировицкого монастыря в сторону Минска, чтобы посетить как можно больше селений, расположенных на пути их следования. Они осматривали сохранившиеся храмы, совершали богослужения, крестили детей, организовывали строительные комитеты, собирая прошения верующих об открытии церквей. В дни, когда архимандрит Серафим и иерей Григорий совершали богослужения, храмы были переполнены, люди радовались возрождению церковной жизни, просили отслужить заупокойные службы об ушедших без церковного напутствия родственников. Центром их проповеди стал город Гомель. Состоя в должности настоятеля Свято-Петропавловского кафедрального собора, архимандрит Серафим инициировал вопрос о восстановлении Гомельской епархии, занял принципиально жесткую позицию в отношении обновленцев, ревностно стремясь сохранить канонический строй Церкви. Его стараниями недалеко от Гомеля был открыт женский монастырь, который, правда, просуществовал только до сентября 1943 года. Собирая материалы о преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в Белоруссии в довоенные годы, архимандрит Серафим стал первым летописцем большевистского террора, проводимого в отношении верующих. К тому времени в Белоруссии не осталось ни одного епископа, духовенство было сослано в лагеря и тюрьмы, многие священнослужители были расстреляны, храмы превращены в театры и амбары, церковное имущество разграблено и уничтожено. Обращаясь к архивным документам, епископ Порфирий рассказал, как благодаря архимандриту Серафиму в годы войны была возрождена церковная жизнь в Белоруссии. Во время миссионерской поездки по Белоруссии архимандритом Серафимом и иереем Григорием было открыто 74 храма.

Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн представил аудитории доклад «Монашество и война. Что значит быть воином Христовым?» Владыка Иоанн предложил глубокую трактовку темы нынешних Чтений, рассмотрев понятие «война» с библейской и святоотеческой точек зрения. Назвав Христа первым Воином среди рода человеческого, низложившим с престола власти единственного нашего настоящего врага – сатану, докладчик отметил, что святые отцы проявляли интерес к войне не как к социальному явлению, а прежде всего как к внутренней духовной брани. Тем не менее они применяли к духовным понятиям слова именно из военного лексикона и их мысли могут помочь решению многих вопросов, возникающих сегодня у православных христиан, в частности у православных воинов.

На конкретных примерах из творений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и других епископ Иоанн показал, что святые отцы Церкви никогда не считали воинскую службу несовместимой с христианским образом жизни или являющейся препятствием для спасения. Для доказательства своих взглядов отцы опирались на свидетельства Нового Завета, не раз повествующего о военачальниках – сотниках, явивших глубокую веру, удостоившихся еще на земле Господней милости и затем прославления в лике святых. Великие подвижники и учители монашества оставили также описания духовных подвигов некоторых своих современников, которые делом подтвердили, что «и в военной жизни можно сохранить совершенство любви к Богу».

Владыка, отметив, что 7-е правило IV Вселенского Собора делает невозможным воинское служение для тех, кто посвятил себя священству или монашеству, специально оговорил случаи нарушения этого правила в чрезвычайных ситуациях необходимости защиты Родины. Один из самых ярких примеров – благословение преподобным Сергием иноков, в прошлом воинов, Пересвета и Осляби на участие в Куликовской битве. Докладчик провел параллели между образом жизни монаха и военного, методами духовной брани и принципами, которыми руководствуется в бою честный боец. По мысли святителя Феофана Затворника, не только молитва является оружием верующего, но и исполнение заповедей Божиих. «Заповеди, которые дал нам Господь, можно сравнить с воинским Уставом, который обязаны соблюдать воины, чтобы их усилия привели к победе над неприятелем», – отметил епископ Иоанн. Общим у воинов и монахов являются также страдание и самопожертвование. По слову Спасителя, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:12).

В конце доклада владыка привел рассказ о подвиге, совершенном в Первую мировую войну корабельным священником иеромонахом Антонием (Смирновым; 1844–1914), а также вспомнил эпизод из биографии Святейшего Патриарха Пимена: во время Великой Отечественной войны Святейший Владыка, тогда иеромонах, уже репрессированный и побывавший в ссылке, слезно молился Божией Матери о спасении своего полка, попавшего в окружение, и был услышан. «Монах всегда должен быть готов к исповедничеству, должен быть духовным воином Христовым», – сказал в заключение епископ Иоанн.

Архимандрит Михаил (Быкович), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря Валевской епархии (Сербская Православная Церковь), передал участникам форума благословение епископа Валевского Милутина и напомнил, что исторические события, происходившие в Сербии, никогда не были отделены от событий, происходивших в нашей стране. Именно Россия после Первой мировой войны, последствия которой были катастрофическими для Сербии, а точнее, эмигрировавшие после революции дворяне, военные, духовенство, интеллигенция, восполнили уничтоженную войной лучшую часть сербского народа, который, по мнению архимандрита Михаила, был обречен на гибель. В те годы в страну прибыло 150 монахов (если бы этого не случилось, то женское монашество было бы утрачено, считает отец Михаил), представители епископата, создавшие Русскую Зарубежную Церковь, которую возглавил митрополит Антоний (Храповицкий), военные во главе с бароном Врангелем, которые на протяжении достаточно длительного времени не распаковывали чемоданы в ожидании приказа вернуться на Родину. Воспринявшие от них русскую духовность сербы оказались готовыми к противостоянию немецко-фашистским захватчикам в годы Второй мировой войны. Именно из России пришло спасение для сербского народа, убежден отец Михаил. И сегодня сербы радуются воскресению России и с надеждой смотрят в свое будущее. «Бог на небе, Россия – на земле», – говорят его соотечественники, помня о том, что даже в географических названиях важных для человечества мест содержится отсылка к святости: «Святая Земля», «Святая Гора Афон» и «Святая Русь». Тем Востоком, откуда придет спасение для народа Сербии, является Россия, уверен настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря.

Пересказывая воспоминания своего дедушки, участника Второй мировой войны, о русских солдатах, с которыми тот воевал на Сербском фронте, отец Михаил говорит, как бесстрашно русские шли на смерть и как умирали с обращенными к небу лицами. На многих солдатах были кресты, на некоторых – черные ризы.

«Главным качеством человека является готовность жертвовать собой ради Бога и ближнего, – говорит архимандрит Михаил. – Когда я слышу песню "Священная война", я понимаю, что жертвенным является служение как солдат, так и монахов».

По окончании выступлений докладчиков пленарного заседания игумен Петр (Еремеев), член Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря, ректор РПУ им. ап. Иоанна Богослова, сделал сообщение о том, что в минувшем 2019 году 12 епархий и 2 ставропигиальных монастыря получили право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих (за два года 23 епархии и 6 ставропигиальных монастырей). В настоящее время программой получения монашествующими Русской Православной Церкви базового богословского образования охвачено 13 митрополий, Московская и Пятигорская епархии, 6 ставропигиальных обителей. Всего по указанной программе занимается 1075 монашествующих.

Представления на право реализации программ были вручены мужскому монастырю Нило-Столобенская пустынь Тверской и Кашинской епархии, Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, Костромской духовной семинарии, Свято-Екатерининскому женскому монастырю Тверской и Кашинской епархии, Покровскому ставропигиальному женскому монастырю Москвы, Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому ставропигиальному женскому монастырю, Свято-Успенскому Псково-Печерскому мужскому монастырю Псковской епархии, Ярославской духовной семинарии, Коломенской духовной семинарии, Самарской духовной семинарии.

В 2020 году для участия в образовательной программе на заседании Межведемственной комиссии 7 октября 2019 года на утверждение Высшего Церковного Совета и Священного Синода были предложены для участия в образовательной программе для монашествующих Санкт-Петербургская, Рязанская, Липецкая, Пермская, Брянская, Орловская, Смоленская, Пензенская, Кубанская, Тульская митрополии.

После перерыва состоялось заседание секции «Молитвенный щит. Духовное служение монашествующих во время Великой Отечественной войны» под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия; куратор – игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга. В президиуме присутствовали епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, епископ Солнечногорский Алексий, игумения Иулиания (Каледа).

Первое выступление монаха Антония (Воеводина), насельника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, «Духовная поддержка во время войны. Подвиг русских старцев (на примере старцев Псково-Печерского монастыря и Псковской православной миссии)» было посвящено удивительным страницам в истории нашей Церкви и Великой Отечественной войны. Жертвенное служение Церкви, в том числе монашествующих, на оккупированных территориях долгое время оставалось для общества и исследователей в разряде засекреченных сведений, память о нем зачастую невольно или намеренно обрастала мифами, ложью и прямой клеветой. В своем докладе отец Антоний сделал по необходимости краткий, но содержательный обзор открытых в последние годы фактов, подтвержденных документами и живыми свидетельствами участников тех событий.

Псково-Печерский монастырь входил в состав Псковской православной миссии, организованной по инициативе Патриаршего экзарха Прибалтики митрополита Литовского и Виленского Сергия (Воскресенского). Главная задача Миссии лежала отнюдь не в сфере политики или идеологии, как это порой представляют и ныне. Главным было исполнение заповеди о любви к ближнему, невзирая на смертельную опасность и реальную угрозу мучений.

За три года существования Миссии было создано 200 приходов, которые окормлялись 175-ю пресвитерами. Подготовка священнослужителей для приходов, в основном, осуществлялась в Рижской духовной семинарии. Повсеместно открывались новые и, где возможно, восстанавливались сохранившиеся храмы. К исповеди и Святому Причастию приступали тысячи людей, крестили детей, создавали катехизаторские курсы для взрослых, пастырские и богословские курсы, во всех школах преподавали Закон Божий.

«Народ жаждал молиться, жаждал покаяния и утешения», – привел докладчик слова одного из пастырей тех лет. В самом Печерском монастыре два года существовала школа, о которой, как и о регулярном посещении монастырских храмов, у детей сохранились самые теплые воспоминания. В проповедях игумен и насельники обители старались поддерживать слабых духом. Оказывали и реальную материальную помощь продуктами, вещами, особо ценную для военнопленных, узников местных лагерей, живших в нечеловеческих условиях. Под покровом монастыря осуществлялись и некоторые военные операции, сведения о которых рассекретили недавно.

Горьким было заключение доклада монаха Антония: все активные участники Миссии, рисковавшие жизнью для спасения и утешения людей, были по окончании войны репрессированы. Немногие после лагерей остались в живых, сумели перенести продолжавшиеся клевету и обвинения. Господь увенчал их на небесах, но сегодня предстоит еще многое сделать, чтобы жила и сохранялась память об этих замечательных смелых людях – духовных воинах и мучениках.

«Монахи – духовные воины: молитвы и труды монашествующих в годы войны»: доклад преподавателя Киевской духовной академии архимандрита Дамаскина (Лебедя) опирался на то же богословское святоотеческое основание, что и выступление епископа Иоанна: христиане – это воины Небесного Царя, ведущие брань «против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12), а монашество – «специализированный воинский отряд, держащий передовую духовную оборону».

Основную же часть доклада отец Дамаскин посвятил раскрытию на многих примерах подвига русского монашества, показавшего в военных испытаниях замечательное единение со своим народом, подвига, прежде всего, молитвенного. Так, в самое тяжелое время, несмотря на лишения и разруху, братия Киево-Печерской лавры совершали ежедневные уставные богослужения, старались сохранять вековые традиции, а в праздничные дни разделяли с прихожанами свою скромную трапезу. Докладчик вспомнил также рассказ монахини Софии (Ошариной) о взятии Кенигсберга, в котором молитвенно участвовали монахи, вышедшие буквально на передовую с иконой Божией Матери; после их появленияи совершился решающий прорыв наших войск.

Цитируя современного историка М.В. Шкаровского, архимандрит Дамаскин подчеркнул: «Церковь не только утешала верующих в скорби, но и поощряла их к самоотверженному труду в тылу, мужественному участию в боевых операциях, поддерживала веру в окончательную победу над врагом, способствуя тем самым формированию высоких патриотических чувств и убеждений среди тысяч соотечественников». Это создавало нравственные условия победы, в значительной мере повлиявшие на ход военных событий.

В завершение своего выступления архимандрит Дамаскин особо отметил, что монастыри внесли значительный вклад в дело победы своими материальными пожертвованиями, а также организацией госпиталей и уходом за ранеными, так что даже советская власть не могла оставить это без внимания: некоторые обители получали официальные благодарности, а монашествующие – награды за патриотическую деятельность, как, например, киевский Покровский женский монастырь и его игумения Архелая (Савельева).

Святому исповеднику Русской Православной Церкви преподобному Серафиму Вырицкому был посвящен доклад доктора богословия иеромонаха Кирилла (Зинковского), клирика Гатчинской епархии. Ввиду отсутствия автора подготовленный им текст прочел член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству, насельник Троице-Сергиевой лавры игумен Филипп (Ельшин). В начале доклада автор обратил внимание на особые качества, изначально присущие преподобному Серафиму: удивительное внутреннее смирение, милосердие и преданность воле Божией (заметив, что эти качества христианской души были крайне востребованы в эпоху страшных испытаний Великой Отечественной войны). Названные добродетели в начале жизненного пути помогли будущему подвижнику духовно преуспевать в миру, привели его к старческому служению, и они же стали основанием его высочайшего молитвенного подвига и пророческого вразумления в военные годы и послевоенный период.

«Старческое служение преподобного Серафима было насквозь пропитано подвигом милосердия ко всем, требующим помощи и совета, − отмечает автор доклада. − Именно движимый милосердием старец совершал молитвенный подвиг коленнопреклонного моления на камне в посильное подражание его любимому святому преподобному Серафиму Саровскому». Отец Кирилл процитировал яркие воспоминания внучки старца о том, как именно, с каким предельным напряжением сил совершались эти горячие молитвы о победе русского оружия и благоволении правительства к Православной Церкви.

Также в докладе были упомянуты засвидетельствованные очевидцами факты проявления пророческого дара старца. Но характерно, что наряду с высокими духовными подвигами преподобный Серафим был внимателен и заботлив к повседневной жизни людей: сохранились воспоминания о том, какое участие он принимал в детях из концлагеря, устроенного немцами близ Вырицы.

«Святой Серафим всей своей жизнью явил прекрасный пример того, как православный христианин, по слову святого апостола Павла, может не быть "побеждаем злом, но побеждать зло добром" (Рим. 12:21)», − подвел итог своего доклада иеромонах Кирилл.

Выступления на секции завершились докладом игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Эстонии. Матушка Филарета построила свое сообщение на основании свидетельств летописи Пюхтицкой обители (этот бесценный документ в настоящее время готовится к изданию), документов из берлинского Bundesarhiv и Таллинского государственного исторического архива. Бедствия сестер начались еще за год до войны и немецкой оккупации, с августа 1940-го, когда Эстония была включена в состав СССР и в ней установилась советская власть и советские законы: у монастыря стали отбирать землю, строения, облагать непосильными налогами.

Пришедшие затем немецкие части расположились в обители, забрав под жилье храмы, сестринские келии, служебные помещения. Милостью Божией и заступлением Пресвятой Богородицы сестры в этой опасной обстановке не пострадали. Игумения Филарета особо выделила мысль, что «нравственная высота поведения иночествующих нерушимой стеной стояла между ними и солдатами, не допуская ни грязных поступков, ни даже непристойных помыслов. Дух иноческого благочестия, смирения и простоты господствовал на Богородицкой горе». Этот дух придавал силы и смелость пюхтицким монахиням отважно вступаться за узников находившегося рядом концлагеря, иногда даже помогать их побегу, с риском для жизни приносить заключенным еду, в то время как сами жили впроголодь, и при любых трудностях не оставлять молитвы.

Претерпевшие ужас бомбардировок и обстрелов во время наступления советской армии, эвакуацию из монастыря, сестры, вернувшись в родную обитель, попали в тиски советских порядков, безжалостного отношения, бесконечных поборов. Несмотря на это, игумения Алексия во всех сложных ситуациях сохраняла выдержку и твердость: например, не позволила забрать из монастыря в дом престарелых пожилых монахинь, отстаивала монастырские земли и т. п. В этот тяжелейший период настоятельница с сестрами выполнили главную задачу: сохранили монастырскую жизнь на Пюхтицкой горе, ее нравственные основы, силу молитвы и крепость веры. «Переживая нужды и болезни, тяжкие труды и несправедливость, сестры не потеряли веры в милосердие Божие и, несмотря на жестокость войны, не утратили способность видеть в каждом человеке Образ Божий». Матушка Филарета подчеркнула, что именно в том, чтобы страдание было осмысленным, просвещающим, достигло высшей цели и свершилось и завершилось на путях Божиих, она видит смысл и значение жертвенного монашеского служения в годы Великой Отечественной войны.

В заключительной части работы секции члены президиума ответили на вопросы, заданные из зала. При этом некоторые слушатели поделились своими воспоминаниями о родных, прошедших войну. Была высказана важная мысль, что война, несмотря на бедствия и страшные потери, повернула народ к Богу, воспитала целую плеяду истинных воинов за Церковь и веру, таких как архимандрит Алипий (Воронов), владыка Алексий (Коноплев) и многие другие. Поколение, 30 лет назад возрождавшее нашу Церковь и в том числе монастыри, тоже ведь было воспитано в семьях фронтовиков.

Митрополит Георгий подытожил эти высказывания словами о том, что монашествующим необходимо помнить и осмысливать уроки войны, чтобы сохранять в себе строгое, трезвенное и жертвенное отношение к жизни, к которому они и призваны по глубинной сути приносимых ими обетов.



29 января 2020 года второй день работы XIV направления XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Древние монашеские традиции в условиях современности» открылся заседанием секции, посвященной подвигу монашествующих на фронтах Великой Отечественной и в тылу.

Президиум составили: председатель − епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря Москвы.

Предваряя выступления докладчиков, епископ Солнечногорский Алексий напомнил о вкладе Русской Православной Церкви в величайшее дело Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В годы испытаний Церковь как мать утешала и поддерживала свой народ. Монашествующие же, которые, по слову преподобного Феодора Студита, есть «нервы и опора Церкви», как наиболее сильные и утвержденные в Боге воины Христовы собственным примером показывали людям, что в любых условиях возможна жизнь с Богом и в Боге. «Первопричина войны, как и любого явления, находится в духовной сфере», – сказал епископ Алексий. От духовных факторов – намерений, целей и внутреннего состояния противоборствующих сторон – зависят и поражение, и победа. Сущностью монашества является жертвенная любовь. Бессмертный подвиг монашествующих в годы Великой Отечественной войны, проявленные иноками мужество, терпение, любовь к ближним и готовность «отдать души свои за друзей своих» и сегодня являются примером для подражания в борьбе с врагом невидимым − борьбе, целью которой во все времена была и остается победа над смертью и наследование жизни вечной.

Первым представил слушателям свой доклад «Воин Христов. Духовный облик и жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)» насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Пафнутий (Фокин). Перед отцом Пафнутием стояла непростая задача – рассказать о «всероссийском старце» в аудитории, состоящей из монашествующих хоть и разных поколений, но в большинстве своем так или иначе воспитанных школой Троице-Сергиевой лавры; многие были духовными чадами отца Кирилла, кого-то можно назвать его «духовными внуками». Сам иеромонах Пафнутий является составителем недавно вышедшей книги «Мы все были у него в сердце», в которой собраны воспоминания о старце архипастырей, пастырей, преподавателей, монахов и мирян, которым выпало счастье жить под духовным руководством отца Кирилла. Автору доклада не удалось лично взять благословение на сбор материалов для книги, так как батюшка был уже тяжело болен и никого не принимал, но «заочное» благословение на эту работу он получил: «Писать так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений». Отец Пафнутий поделился тем, как все, с кем он беседовал об отце Кирилле, вспоминали о нем с необыкновенной теплотой: «Встречи со старцем оставляли в сердце человека неизгладимый след. Рядом с батюшкой всегда было благодатно и чувствовалось, что Господь находится близко. Каждый человек, который приходил к старцу со своей духовной или житейской проблемой, душевной болью или насущным вопросом, получал не только слова утешения и поддержки – через отца Кирилла действовала благодать, которая изменяла образ мыслей, успокаивала душу, вселяла надежду».

Сквозной темой доклада стала мысль о том, что Христос и Евангелие были самым главным в жизни архимандрита Кирилла. Любви ко Христу, постоянной потребности в евангельском наставлении он, в первую очередь, учил своих чад. Вторым важным моментом выступления отца Пафнутия явились многие примеры из жизни батюшки, свидетельствующие о его кротости и смирении, благодаря которым Господь и наделил его удивительными духовными дарами. Старец всегда готов был умалить себя, прибегнуть к молитве при ответе на трудные вопросы, мягко давал совет, предоставляя человеку свободу волеизъявления, и лишь в некоторых обстоятельствах не допускал возражений.

Вспоминая о прощании с отцом Кириллом, иеромонах Пафнутий сказал, что оно стало торжеством всенародной веры и глубокой благодарной любви к старцу. Молившиеся испытали озарение необыкновенным внутренним светом, которым, как частицей своего драгоценного дара, поделился с ними батюшка. Замечательным подтверждением того, что этот свет не угасает в людях, соприкоснувшихся с отцом Кириллом, было то, как буквально всколыхнулась монашеская аудитория по окончании доклада: очень многие попросили слова и делились историями из своей жизни, связанными со старцем. Историями, без преувеличения, из разряда чудесных и благодатных, определяющих всю судьбу или просто преподающих урок великой любви, смирения и веры, воплощением которых была личность архимандрита Кирилла.

Настоятель столичного храма святителя Николая в Толмачах протоиерей Николай Соколов выступил на этой конференции как автор сразу двух докладов. Первый был посвящен святителю Луке Крымскому (Войно-Ясенецкому), поистине уникальному человеку и святому в истории Русской Церкви ХХ столетия, вся жизнь которого была воплощением главных заповедей Господних о любви к Богу и ближнему. Отец Николай поделился со слушателями живым воспоминанием поры своего детства о встрече с архиепископом Лукой в феврале 1959 года на службе в Богоявленском Патриаршем соборе в Москве. Мальчик запомнил высокого статного архиерея с удивительно спокойным и светлым лицом, благословляющие сильные и чуткие руки хирурга, обнявшие его голову… Таким же живым и эмоциональным был весь рассказ о святителе. Как и в случае со старцем Кириллом (Павловым) слушателям, конечно, были известны многие факты биографии архиепископа Луки – биографии, которая еще при его жизни стала житием, однако в точном соответствии с образным высказыванием епископа Солнечногорского Алексия в начале заседания: «Когда мы с любовью и заботой много раз перебираем душистые травы, они начинают источать более сильный аромат» − здесь ценна была сама возможность еще раз пережить и осмыслить всё то, чем обогатил нашу Церковь и историю нашей страны этот выдающийся человек.

Протоиерей Николай сосредоточился на подвижническом служении архиепископа Луки в 1941−1945 годах, напомнил основные аспекты научной, духовной и публицистической деятельности врача и пастыря в этот период. Перед войной святитель в третий раз был арестован и по приговору Особого совещания выслан в Красноярский край. В 1941 году он отправил телеграмму правительству с просьбой прервать ссылку до окончания войны, чтобы он мог оказывать помощь раненым, используя свои уникальные методики. Осенью 1941 года профессор Войно-Ясенецкий уже был консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя, работая с подорванным гонениями здоровьем по 8−9 часов. Вскоре ему было поручено также управление Красноярской епархией. Знаменательны слова святого врача: «В служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера... Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять». Изменение отношения власти к Церкви придавало ему сил и вдохновения в пастырской деятельности. Опережая время, не учитывая того, что сильная Церковь не входила в планы государства, он предлагает меры по возрождению религиозной жизни, проекты строительства простых недорогих храмов, старается осуществить эти планы в пределах своих возможностей. Ту же деятельность продолжает и при переводе на Тамбовскую кафедру, не смущаясь резким противодействием властей и не встречая особой поддержки своих начинаний у Синода, чье политическое положение, конечно, было тогда крайне трудным. Всё это происходило наряду с блестящей научной и творческой работой в области хирургии, за которую святитель был награжден в 1946 году Сталинской премией, без промедления отданной им на благотворительные цели. Его жизнь и служение были поистине единым целым – воплощением христианского идеала жертвенной любви.

В своем втором сообщении «Боевой путь Святейшего Патриарха Пимена» протоиерей Николай, близко знавший Предстоятеля Церкви и много потрудившийся в 70−80-х годах прошлого столетия в должности референта Московской Патриархии, осветил основные вехи жизненного пути Святейшего. По словам отца Николая, это был человек высокой духовной культуры и глубокой веры. Чудом избежавший расстрела, будущий Патриарх более десяти лет в общей сложности провел в лагерях и ссылках, но никогда не рассказывал о том, что ему пришлось претерпеть в годы «большого террора» и гонений на Русскую Православную Церковь. В июне 1941 года иеромонах Пимен был призван в действующую армию. Дважды был контужен на фронте, а после войны снова осужден за то, что вместе со своими однополчанами побывал во вражеском окружении на оккупированной территории. Сильное впечатление произвел на участников собрания рассказ о том, как сослуживцы, зная, что среди них находится иеромонах, стали просить его помолиться о помощи, и по молитвам Божией Матери – отец Пимен носил с собой икону Царицы «Нечаянная Радость» – полк был выведен из окружения. Время открытых гонений сменили годы, когда Патриарх Московский и всея Руси, живший под пристальным наблюдением органов государственной безопасности, тем не менее проявлял неустанную заботу о церковной издательской деятельности, высылал из личных денег средства женским монастырям, восстанавливал храмы и древние обители, содействовал укреплению отношений между Православными Церквами разных стран. Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена после юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси и Поместного Собора Русской Православной Церкви, изменилось отношение к Церкви в нашей стране.

После перерыва заседание секции продолжилось. К президиуму присоединились митрополит Саранский и Мордовский Зиновий и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия.

Своеобразную «тетралогию» о выдающихся деятелях Русской Православной Церкви в связи с их участием в Великой Отечественной войне завершил протоиерей Александр Чесноков с докладом на тему: «"Были крепки на войне" (Евр. 11:34). Глинские старцы на фронте». Отец Александр тоже обладает бесценной возможностью говорить «от первого лица», поскольку в свое время ему довелось духовно близко общаться со святыми старцами прославленного монастыря. В своем сообщении он рассказал об огромной патриотической деятельности Глинской пустыни, обратившись вначале к годам еще Первой мировой войны: описал и материальную, и духовную помощь, которая выразилась не только в молитвенной поддержке, но и в отправке на театр военных действий нескольких иеромонахов, иноков и 75-ти послушников (в числе которых были трое будущих старцев: Зиновий (Мажуга), Серафим (Романцов), Андроник (Лукаш)), заботе о раненых и детях, оставшихся сиротами.

Посильная помощь Глинской пустынью была явлена и в Великую Отечественную войну, хотя в это трудно поверить, зная, что только в 1942-м во вновь открытую разоренную и обнищавшую, сразу обложенную налогами пустынь вернулась постаревшая, измученная гонениями братия, тем не менее с любовью принявшая бремя пастырского окормления людей. Отец Зиновий (Мажуга) в эти годы уже находился в Тбилиси, и именно ему было пророческое видение равноапостольной Нины, молящейся о блокадном Ленинграде. Блокада была, как известно, снята в день памяти просветительницы Грузии. По завету старца и ныне в Санкт-Петербурге ширится почитание святой Нины.

Богословский смысл понятия победы раскрыл перед участниками форума игумен Дионисий (Шленов), кандидат богословия, профессор Московской духовной академии, заведующий Академической библиотекой и руководитель Греко-латинского кабинета МДАиС. Слово «победа» (νίκη) в том значении, в котором оно употреблено в Первом Соборном Послании апостола и евангелиста Иоанна Богослова − «Победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4), – используется в Священном Писании Нового Завета всего один раз и фактически приравнивается по значению к слову «вера» (πίστις), которое используется в Новом Завете 243 раза. Вера как «уверенность в невидимом» (Евр. 11:1) предполагает связь человека с Богом, устремление к Богу и приближение к Нему по мере очищения. Соответственно вера, как и Победа, невозможна без Его участия. Святые говорят, что единственным путем для достижения Победы во Христе является путь доброделания, аскетического подвига и самоотвержения. Никакого другого пути к Победе не существует. И хотя на этом пути есть маленькие победы, которые в конечном итоге приводят к Победе, названной святыми отцами вслед за апостолом Павлом (см.: 1 Кор. 15:28) «восстановлением (ἀποκατάστασις) всего», они отличаются от всех тех побед, которые тешат человеческое тщеславие и взращивают гордыню. В этом восстановлении нет места ничему греховному и несовершенному, но есть место для святости и тех, кто стремится к святости. И в этом смысле понятие Победы идентично понятию победы во Христе, где исключительная роль принадлежит Спасителю: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Человек получает Победу из рук Христа. Игумен Дионисий также показал, что в аскетике особый акцент делается на противоречии Победы Христовой и Победы земной. Смыслом бытия для каждого подвизающегося является Победа, которая достигается через совершенство.

Программа монашеского направления XXVIII Рождественских чтений завершилась дискуссией «Великая Отечественная война: осмысление ее наследия монашеством». В рамках дискуссии прозвучали три выступления.

В докладе «Ежедневная борьба с дьяволом как залог победы» настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) продолжила тему значения подвига для монашествующих. Матушка сосредоточила свое внимание на обстоятельствах жизни большей части иноков в предвоенный период истории нашей страны. Подвергаясь жесточайшим преследованиям со стороны государства, они были выведены из монастырей и рассеяны по миру. Но, испытывая сами величайшие страдания, примером собственной жизни монахи являли Христа страждущим и немощным из числа тех, кто отбывал вместе с ними наказание в лагерях и тюрьмах. Вера, которую иноки смогли пронести до конца своих дней, свидетельствует, что путь к мученичеству и святости они начали гораздо раньше, в то время, когда жили в монастырях и вели другую войну – с дьяволом. Только окрепнув в этой войне, монах может стать победителем, как стали победителями сотни тысяч русских людей, составившие сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской и ставшие живым семенем для возрождения монашеской жизни. И как нужен был подвиг ради Победы 75 лет назад, так и сегодня, когда Господь даровал мирное небо над головой, важно не забывать, что у каждого времени и у каждого монаха своя война. От нашего поколения, полагает игумения Елисавета, живущего во многом «на всем готовом» благодаря трудам первых насельников возрожденных монастырей, Господь тоже ждет подвига, который заключается во внутреннем монашеском делании, заботе об очищении и возрастании своей души. Подвига, который позволит остаться верным Церкви и Христу, когда вновь потребуется исповедовать свою веру.

Затем выступил игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря в с. Пощупове Рязанской епархии, с кратким докладом «Невидимая брань в жизни монаха». «Не только у преподобного Никодима Святогорца, чья книга носит такое название, но и у каждого подвижника-воина Христова мы найдем призыв к борьбе против "миродержателей тьмы века сего" (см. Еф. 6:12)», – сказал отец Исаакий. Полем сражения при этом является человеческое сердце, время брани – вся наша жизнь. А главная цель – достижение совершенства по заповеди Господней в сближении с Богом и пребывании в единении с Ним. Прочие добродетели – пощение, бдение и прочие телесные строгости – суть лишь средство к достижению совершенства. Тому, кто кладет только их в основу жизни, они могут причинить и вред.

Если хочешь победить в невидимой брани, учит преподобный Никодим, нужно воспользоваться самым надежным оружием: никогда и ни в чем не надеяться на себя, носить в сердце полное упование на единого Бога, непрестанно подвизаться, всегда пребывать в молитве. Следовательно, путь к совершенству идет через сознание своей немощи и деятельное стремление с Божией помощью исправить свои ошибки и падения. Нужно держаться среднего пути между крайностями самонадеянной дерзости и отнимающим все силы души унынием. Подвиг совершается при избрании должного опытного руководства при неуклонной строгости к себе и одновременно без рабского страха, с радостью – в этом наставляют монашествующих святые отцы древних и новых времен.

О подвиге в жизни монаха говорила и игумения Ксения (Пашкова), настоятельница Иверского женского монастыря Орской епархии. «Подвиг в христианстве совершается ради Христа», – сказала матушка. Формы подвижнической жизни разнообразны, но цель у всех нас одна – соединение с Богом. Главное, что мешает падшему человеку, это его эгоизм, в угоду которому утрачено основополагающее свойство любви – жертвенность. Отличие духовной войны с грехом в том, что она происходит за Царствие Небесное, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17:21). То есть это внутреннее делание, внутренняя борьба за мир Христов в сердце. Практика эта очень трудна, плоды Духа Святого созревают долго, требуется терпение, а терпение, как известно, приобретается через скорбь. Практика терпения – аскетика – разработана святыми отцами именно для достижения побед в духовной войне. И здесь внешние обстоятельства – мирное или военное время – не играют первостепенной роли: мир Христов вне времени и пространства, а обладатели, носители этого мира Христова – победители всегда.

Выступая с заключительным словом, епископ Солнечногорский Алексий от имени всех участников монашеского собрания принес благодарность Богу, поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за благословение на проведение форума. Владыка Алексий также сказал о том, что всем нам всегда нужно помнить о благодарности нашим предкам, нашим родителям, братьям и сестрам, прошедшим тяжелейшие испытания войны и сохранившим и передавшим нам свою веру и любовь.


По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству
Русской Православной Церкви