Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Монашеское житие


Круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

24-25 июля в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга состоялся круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства»

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в мероприятии приняли участие монашествующие епархий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, а также члены коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Организаторами круглого стола выступили Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Комиссия Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.



24 июля, в первый день работы круглого стола, Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря перед возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

В президиуме собрания присутствовали: епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Солнечногорский Алексий; епископ Петергофский Силуан; игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии; игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря Санкт-Петербурга, секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.



Вступительное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия зачитал епископ Петергофский Силуан. Обращаясь к монашествующим, глава митрополии напомнил о значении молитвы для избравших иноческий путь, отметив, что церковная и келейная молитва, а также возлагаемые на каждого насельника монастыря послушания должны быть распределены таким образом, чтобы сил и времени хватало на обе необходимые составляющие монашеского подвига. Молитвенное правило инока является литургическим продолжением церковной службы, но оно должно соответствовать духовному устроению человека и усиливаться по мере возрастания его как монаха. В завершение своего обращения к участникам круглого стола Его Высокопреосвященство пожелал им плодотворной работы.

Затем епископ Петергофский Силуан представил собранию свой доклад «Богослужения суточного круга как основной “средообразующий” фактор монастырской жизни». Владыка напомнил историю установления правила о совершении монашеских молитв, восходящую к Уставу преподобного Пахомия Великого (IV век). Жизнь монашествующих уже тогда всецело регламентировалась и упорядочивалась, в первую очередь, богослужениями суточного круга, притом, что примерно в то же время возникло и обязательное келейное правило... Характерно, что для древнерусских монашеских общежитийных монастырей обязательное участие монашествующих в богослужениях суточного круга являлось настолько само собой разумеющимся, что даже не было необходимости специально отражать это в уставе... Участие в богослужении дисциплинирует и укрепляет монашеское братство, гармоничное распределение времени между послушанием и молитвой за богослужениями суточного круга уберегает жизнь инока от опасных крайностей, – подытожил свое выступление владыка Силуан.



Тему значения богослужения в развитии и благоустройстве жизни монашеских общин продолжил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил в докладе «О внутреннем приготовлении к богослужению». Доклад владыки был прочитан игуменом Варлаамом (Дульским), руководителем отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии.

Высокопреосвященнейший Даниил привлек внимание участников круглого стола к двум основным группам проблем, связанных с приготовлением священномонашествующего к богослужению. Первая проблема – «слишком будничное, автоматическое отправление богослужений».

Вторая проблема – внутренние неустройства, препятствующие монаху отнестись к совершению службы как к центральному делу своей жизни.

Последнее, на чем остановился владыка Даниил, – важность для неслужащей братии по возможности часто причащаться за Литургиями ежедневного круга.



Настоятель Свято-Косьминской пустыни Серовской епархии игумен Петр (Мажетов) свое выступление «О воспитании литургической культуры или о возрастании в познании Литургии как Таинства Царства» посвятил размышлению о том, что Литургия – это явление Христа. Молящиеся входят в общение с Ним и являются не зрителями, а участниками Таинства. Для иноков Литургия – это молитвенное раскрытие Таинства. Келейно монах приносит себя в жертву Христу, чтобы постичь сердцем Жертву, которую принес Спаситель за человека.

Подводя итог сказанному, игумен Свято-Косьминской пустыни подчернул главную мысль – монашествующие должны жить по-другому. По мнению докладчика, иноки – ближайшие родственники Христа, и если создать в монастыре подобающие условия жизни, душа каждого насельника в свое время сможет исполнить Заповеди Блаженства и насладиться Богообщением. Именно этому должны способствовать монастырская жизнь, келейное правило и Божественная литургия.

После выступлений участники круглого стола смогли задать вопросы докладчикам.

Во второй половине дня обсуждение вопросов монастырской жизни продолжилось в формате дискуссии на тему «Особенности монастырского богослужения: практические аспекты». В президиуме присутствовали епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря Москвы; иеромонах Давид (Легейда), начальник Смоленского скита Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; иеромонах Феодорит (Саржинский), настоятель Санкт-Петербургского подворья Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Антония (Минина), настоятельница Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря, игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского ставропигиального женского монастыря.

В своих сообщениях выступавшие рассмотрели вопросы, касающиеся современной практики совершения суточного богослужебного круга и Литургии, особых богослужебных чинов и их места в жизни монастырей, рассказали об особенностях уставов своих обителей и тех традициях, которые были восприняты монастырями, где сегодня подвизаются участники круглого стола. В ходе дискуссии присутствующие поделились положительным опытом формирования монашеских общин и высказали ряд предложений, касающихся развития современной монастырской жизни.



Второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях».

В президиуме присутствовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; епископ Солнечногорский Алексий; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

Вел дискуссию митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.



Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор представил собранию доклад «О формировании “богослужебного сознания” монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников.

Владыка Исидор напомнил слушателям слова преподобного Паисия Святогорца: «Церковь – это корабль. Кто-то может на нем спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он все равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперед и все пассажиры. Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме». Его Высокопреосвященство пожелал, чтобы это наставление было начертано на сердцах всех людей, желающих приобщиться к ангельскому житию в этой земной жизни.



Доклад епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава познакомил участников дискуссии с опытом организации монастырского распорядка дня на примере ряда обителей Тихвинской епархии. В самом начале владыка Мстислав подчеркнул, что монастырские правила, регламентирующие жизнь обителей и их насельников, имеют смысл только в том случае, если ими руководствуются исключительно для спасения души, для приведения братий и сестер к любви и духовному преуспеянию. Ни в коем случае они не должны быть направлены на подавление и уничижение личности монашествующего. Основой монастырской жизни является молитвенное и покаянное делание, этому должны быть подчинены все послушания, которые возлагаются на насельников, и не должны противоречить миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные виды внешней деятельности монастыря. Время для келейного правила необходимо четко прописывать в распорядке дня обители и в ее уставе.



Выступивший в ходе дискуссии игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, поделился опытом решения проблемы соотнесения молитвы и трудовых послушаний в обители. Как игумен, отвечающий, прежде всего, за духовное преуспеяние братии, отец Исаакий старается внутримонастырские послушания приурочивать ко времени между богослужением, чтобы братия могла полноценно участвовать в монашеском правиле, а для работ, приходящихся на часы богослужений, приглашать наемный персонал. Так, на время повечерия с канонами, вечерними молитвами и ежевечерней исповедью братии (в данной обители такая регулярная исповедь соединяет и покаяние, и совет с духовником) братские послушания отменяются, на этих правилах должны присутствовать все насельники.



Серьезные вопросы отношения к личности каждого конкретного человека в братстве затронул настоятель мужского монастыря Свято-Косьминская пустынь Серовской епархии игумен Петр (Мажетов). Задача руководителя монастыря, – сказал отец Петр, – чтобы каждый человек в монастыре раскрылся, насколько возможно. Здесь очень важно уйти от общих категорий, от обезличивающего подхода... Также существенным было замечание отца Петра, что монаху часто не удается быть духовно активным на богослужении. Чтобы избежать пассивного «отстаивания» Литургии или погружения в некое эстетическое созерцание, можно прибегнуть к совету, данному еще преподобным Серафимом Саровским: молиться на богослужении Иисусовой молитвой. Это будет, как сказал игумен Петр, – прямым исполнением Гефсиманской просьбы Христа – бодрствуйте и молитесь со Мною.



Игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии в докладе «Создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре» сделала, как сказала сама матушка, попытку системно изложить названную проблему. Игумения Илариона предложила разграничить понятия монашеского устава – как единого общецерковного монашеского предания, и монастырского устава – как свода принятых правил и порядков каждого конкретного монастыря.... Если плоть устава – внешние формы служения Богу, то душа его – непрестанная внутренняя молитва. Цель келейной молитвы – достижение чистой, свободной от помыслов, внутренней молитвы. Это личностное проявление человека в отношении к Богу, вследствие чего келейная молитва не может быть упразднена или заменена другими видами монастырского богослужения.



Подводя итоги дискуссии, митрополит Георгий предложил собравшимся еще раз поразмышлять над тем, в каких случаях у иноков не остается сил на молитву и всегда ли силы бывают растрачены на монастырские послушания или иные полезные для души инока занятия. Его Высокопреосвященство напомнил, насколько важно для монашествующих оставлять на отдых и восстановление сил то время, которое зачастую уходит на ненужное общение с миром. Владыка пожелал всем игуменам и игумениям помощи Божией и духовного трезвения в управлении монашескими общинами.

Затем участники круглого стола обсудили проект документа Комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества «Священнослужение монахов на приходах».

Среди наиболее важных аспектов проблемы священнослужения монахов на приходах участниками дискуссии был отмечен тот факт, что монаху важно сохранять связь с обителью, в которой он принял постриг, принимать участие в жизни братства, окормляться у монастырского духовника. Живя вне общины, монах лишается необходимой части жития иноческого. С другой стороны, в реальной жизни нередко объективные условия определяют необходимость священнослужения монашествующих на приходах.. В ходе обсуждения проекта документа участники круглого стола поделились  личным опытом решения проблем, связанных с несением послушания священноиноков в приходских храмах. 

Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести  монашеский форум, а также Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому за возможность собраться  для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.



По материалам сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви