Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

Версия для печати

Паломничество во Святую Землю

Река Иордан

Река Иордан
Река Иордан
Река Иордан берет свое начало в источниках на горе Хермон на севере Палестины, впадает в Галилейское озеро, протекает через него, не смешиваясь с его водами, и далее, протекая еще около 500 км, впадает в Мертвое море. Истоки реки расположены на высоте около 1000 м, а Мертвое море находится в самом низком месте на поверхности Земли - на уровне 400 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, Иордан спускается почти на полтора километра, отсюда она и получила свое название. Ибо Иордан значит "спускающийся".

С рекой Иордан связано много событий в истории Израиля. Иордан чудесным образом перешли евреи, бежавшие из Египетского рабства. Но главным образом, христианское сердце связывает Иордан с проповедью Предтечи Господня Иоанна и с Крещением Спасителя.

Проповедь святого Иоанна Предтечи

В определенное Богом время, когда оканчивалась ветхозаветная эпоха и пришедший на землю Обетованный Мессия должен был даровать людям новый закон - закон благодати, Господь воззвал из пустыни Иоанна к предназначенному ему пророческому, общественному служению. До явления Иоанна Предтечи более трех веков не было в Иудее пророков, что люди внимательные и благочестивые принимали за указание на близкое пришествие Мессии. И вот на берегах Иордана раздается проповедь Иоанна Крестителя. О явлении и посланничестве Предтечи Господня предрек еще Пророк Исайя, и даже предуказал на содержание его проповеди к народу (40-я глава книги пророка Исайи).

Чтобы понять смысл и содержание этой проповеди, вспомним, что представляла собой жизнь иудейского народа перед пришествием в мир Спасителя. Помимо Священного Писания, иудейские учителя запечатлели множество устных постановлений и преданий, зафиксированные ими в Талмуде. Жизнь иудея была четко регламентирована, были четко расписаны все частные случаи жизни. При этом к изречениям Писания притягивались совершенно внешние выводы, не имеющие, по существу, смысла. Закон строился на чисто формальных основах, не требовавших от человека ни особенной любви, ни самоотвержения, ни очищения души. Наоборот, все сводилось к чисто обрядовым нормам, соблюдая которые, человек был уверен (его в этом убеждали раввины), что от него более ничего не требуется для праведности. Наружное благочестие, лицемерная набожность всячески превозносились и поощрялись. При этом человек мог без заззрения совести позволять себе греховные мысли, желания и поступки. И верить, что частыми омовениями без сердечного сокрушения могут очищаться грехи. Вспомним, как за это Господь неоднократно обличал фарисеев. Мессию иудеи ждали как освободителя от власти язычников-римлян, как земного Царя. Это одно из самых гибельных фарисейских заблуждений, усвоенное от них большинством народа. Наполнявшая души фарисеев убежденность в своей чистоте и святости скрывала от них глубокое повреждение грехом человеческой природы, необходимость искупления. Гордость иудеев также подпитывалась сознанием избранности своего народа, они с презреним относились к иноплеменникам.

И проповедь Иоанна Крестителя начинается словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3:2). Предтеча Господень говорил народу о покаянии, которое запечатлевалось крещением, и о том, что в мир пришел его Спаситель, долгожданный Мессия, Который откроет для людей Царство Небесное - царство благодати. Отсутствие сознания своей греховности, глубокого покаяния и сокрушения, ложное сознание своей праведности, - все это отдаляло иудеев от Христа, грядущего в мир Искупителя. Поэтому главной задачей святого Иоанна было расположить людей к подлинному покаянию, умягчить их сердца, побудить к самопознанию и исправлению, убедить в том, что буква закона не спасает сама по себе, что внешние очищения без внутреннего перерождения бессмысленны. Предтеча Господень должен был положить в иудейском народе первые основания царства любви. Иоанн Креститель старался также изменить ложные представления иудеев о Мессии, возводя умы и сердца людей от земных к духовным понятиям.

Призыв к покаянию святой Иоанн соединял с крещением и проповедью о грядущем Спасителе: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем..." (Мф. 3:11). С древних времен люди прибегали к омовениям водой в религиозном смысле. В Законе Моисеевом были предписаны специальные очищения через омовение, которые служили прообразом христианского крещения. Крещение, которое совершал святой Иоанн Предтеча, было сходно с привычными для иудеев омовениями, но образом совершения крещения Иоанн таинственно возвещал об окончании обрядовых иудейских очищений, он крестил во имя грядущего Христа, прямо называя себя "посланным пред Ним" (Ин.3, 27-36). Святой Иоанн входил вместе с крещаемым в воду, возлагал ему на голову свою руку и после исповедания грехов погружал его в воду. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что "крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими крещениями".

Молва о чудном пророке быстро разнеслась по всей Иудее и влекла к нему все более и более людей, которые с готовностью верили в действенность его крещения. Впрочем, не все приходили с такой верой и не все готовы были принять проповедь святого Иоанна и принести плоды покаяния.

Место Крещения Господня

Место Крещения Господня
Место Крещения Господня в праздник Богоявления
Место Крещения Господня - Вифавар - находится недалеко от Мертвого моря, напротив Иерихона. Здесь, по большей части, учил и крестил народ святой Иоанн Предтеча. Сейчас это место является пограничной зоной (здесь проходит граница с Иорданией) и до очень долгое время вход туда был разрешен только в праздник Богоявления (Крещения Господня). Есть предание, согласно которому Иисус Христос пришел принять крещение ночью, когда около Иоанна Крестителя было только несколько учеников. Хотя распространено и иное мнение - что Господь пришел к Иоанну днем среди других людей. Ближайшее место, которое паломники могут посетить в любое время - это монастырь преподобного Герасима Иорданского. А погружаются в священные воды Иордана сейчас в Галилее. Там есть специально оборудованное для этого место, называемое Иарденит.

Когда Господь смиренно пришел на Иордан к Иоанну и просил крещения, то по действию Духа Божия, святой Иоанн узнал, что перед ним стоит Сам Мессия, Господь и Бог его, Владыка вселенной. Тот, во имя Которого проповедует и крестит сам Иоанн, Тот, кто установил крещение Иоанново. "Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче" (стихира на великом освящении воды в праздник Богоявления).

С трепетом и глубоким смирением изумляется пророк: "Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф.3:14) "Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.3:15-17).

"Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех" (стихира на великом освящении воды в праздник Богоявления).

Сам Иордан в трепете остановил свое течение: "Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема".

Спаситель принимает крещение от Иоанна, чтобы исполнить весь закон, а также чтобы освятить естество вод и установить новозаветное крещение. "Иорданскими струями обложься, Иже светом преславно одеваяйся, в нихже Адамово естество обновил еси..." (седален во втором стихословии на праздник Богоявления), "Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими: и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков Господь, яко прославися (канон праздника Богоявления, песнь 1-я), "Днесь небесе и земли Творец приходит плотию на Иoрдан, крещения прося безгрешный, да очистит мир от лести вражия: и крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует. Тому возопиим: явлейся Боже наш, слава Тебе" (стихира на стиховне в праздник Богоявления).

Река Иордан
Река Иордан
Святитель Иоанн Златоуст говорит в беседах на Евангелие от Матфея: "Почему же Дух Святый явился в виде голубя? Потому что голубь есть животное кроткое и чистое. И как Дух Святый есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде. Кроме того, такое явление напоминает нам и о древней истории. Когда всеобщий потоп объял всю вселенную, и род наш подвергался опасности совершенного истребления, тогда явилась эта птица и дала знать о прекращении потопа, и, принесши ветвь масличную, принесла благую весть о всеобщей тишине во вселенной. ... И в то время, не смотря на самое отчаянное положение дел, было некоторое избавление от бедствий и восстановление; тогда это произошло посредством наказания, а теперь посредством благодати и дара неизглаголанного. Поэтому и голубица не с масличною ветвью является, но указывает нам на Освободителя от всех зол и подает благие надежды. Не одного только человека выводит она из ковчега, но всю вселенную возводит на небо, и вместо масличной ветви приносит усыновление всему роду человеческому".

"Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе" (Тропарь праздника Богоявления).

Сразу же после крещения Господь удалился в пустыню, где Он, готовясь к Своему служению, сорок дней пребывал в посте и молитве и после был искушаем от диавола. После этого сорокадневного поста и победы над искусителем Христос вновь приходит на Иордан к Иоанну. И тогда Иоанн свидетельствует о Нем народу: "...вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий" (Ин.1:29-36). То есть, святой Иоанн Предтеча прямо указывал народу на Иисуса как на Мессию.

Предыдущий раздел. Иерихон | Следующий раздел. Сорокадневная гора
Паломничество во Святую Землю. Оглавление


     Источники:
1. Диакон Александр Занемонец. "Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника", - Иерусалим, "Бейт аКерем",2011
2. Ходаковский А. "Краткий справочник-путеводитель по Святой Земле", - Санкт-Петербург, "Сатис", 1998
3. Василиос Цаферис. "Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли"
4. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. Официальный сайт
5. Православный поклонник на Святой Земле
6. "Святой Великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн", - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 - репринт издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1893