Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

Исцеление расслабленного

Христос воскресе!

Поздравляем всех с продолжающимся праздником Святой Пасхи, причастников – с принятием Пасхи Господней, Животворящих Тела и Крови Христа Спасителя.

Мы потихонечку переходим на для нас обычный строй жизни, что касается соблюдения постных дней. Хотя, как мы знаем, до праздника Святой Троицы, устав дает нам послабления строгости постов в среду и в пятницу, допускается рыба по Типикону. Это значит, что мы можем в среду и в пятницу не так поститься строго, как это бывает в течение всего года. То есть праздничная составляющая остается в нашей жизни, и мы продолжаем петь в начале всех наших молитв, домашней, в том числе. И еще мы сейчас не очень усердствуем в земных поклонах. По уставу церковному, коленопреклонение будет совершено в великую вечерню дня Святаго Духа, когда будут читаться особые, емкие молитвы, связанные с днем рождения Церкви Христовой, когда Дух Святой сошел на святых учеников и соделал их апостолами. И мы живем в ожидании этого события, как заповедовал Господь, не удаляться от Иерусалима, но ждать обетованного от Отца Духа Святого, что мы и стараемся исполнять, усердно посещая Иерусалим, то есть храм Божий и причащаясь Святых Таин Христовых.

Конечно, мы уже приняли Духа Святого в крещении, но каждый год мы вновь и вновь входим в это библейское время, в эти библейские события, чтобы обновить в себе этот дар, по великой милости Господа нашего Иисуса Христа. И если бы не было церковных служб, если бы не было всего строя жизни Церкви, если бы не было самой Церкви, то и спасение было бы невозможно для человека. Но Господь все предусмотрел и все учредил необходимое и достаточное для спасения каждой человеческой души.

Сегодня мы в Божественном Евангелии слышим откровение Самого Господа о тайне Божества, тайне Святой Троицы: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – в ответ на те упреки, которые Он получал за то, что исцелял в субботу людей тяжело больных. Эти слова сказаны после исцеления расслабленного, который лежал при купели Вифезда, и Господь воздвиг его в субботу, то что и послужило поводом к осуждению, к различным упрекам. И Господь открывает нам тайну Промысла Божия: «Отец Мой доныне делает...»

Хотя сказано, что Господь почил от дел Своих и учредил поэтому день субботний, что значит покой, когда каждый человек, помнящий о Боге, должен вспомнить о своем происхождении небесном, должен воздать честь Создателю и Отцу Небесному, отложив свои земные попечения. «Шесть дней делай свои дела, а седьмой день посвяти Богу». Как Господь смирен, Он не требует, чтобы мы сразу молились непрестанно, Он дает нам сначала заповедь легкую: шесть дней мы можем посвящать самим себе, своей семье, а только один, одну седьмую часть посвятить Богу своего времени и своих размышлений, устремлений своей души.

Господь сотворил мир и почил от дел творения. Но не почил, то есть не отстранился от попечения о созданном мире. Весь мир созидается и живет Божественным смотрением, Божественным промыслом, как мы говорим, промышлением. А что такое промышление? Это Господь мыслит о нас постоянно, промышляет, размышляет о каждом из нас и желает каждому из нас даровать спасение и все обстоятельства нашей жизни выстраивает таким образом, чтобы каждый мог спастись. И кто в этом сомневается, тот отвергает Божественную любовь, тот уже близко к погибели, кто не верит, что Господь его любит и о нем заботится, кто мерит Бога по самому себе, по своему собственному испорченному устроению сердечному.

Да, Господь печется и все располагает, хотя, действительно, актов нового творения не происходит, Господь уже все сотворил сразу, мгновенно. И эти шесть дней, которые, как мы знаем по Откровению, были ступенями в созидании этого видимого мира, лишь назидание для человека. Ибо Господь сотворил ангельский мир, небо и землю в единое мгновение, вне времени, единой Своей мыслью, а потом расположил этапы творения по дням для того, чтобы дать отсчет времени временной жизни, для того, чтобы каждый человек, проживая седмицу, воспоминал о том, что произошло в каждый день творения. И как в этом постепенном усложнении и возвышении борения открывается замысел Божий о человеке, как образе и подобии Божии.

Отец доселе делает – Отец печется о человеческой жизни, о человеческой душе. Не только о человеческой, но даже и о жизни комара, или блохи, или травинки, о всех небесных телах, которые движутся по своим орбитам. И как говорят физики, которые изучаю тайную материального мира, пытаются проникнуть как и в микромир, так называемые элементарные частицы, пощупать то, что за пределами человеческого восприятия находится, или астрономы, которые через телескопы наблюдают галактики и никогда не могут сосчитать, сколько же звезд Господь расположил на небе и на каких они непредставимых для человека расстояниях находятся.

Все это Господь творит, чтобы показать, что для человека все это сделал – и небо, и землю, и даже ангелов. Человек является центром Божественного замысла. И это замысел осуществился во Христе Иисусе Господе нашем, Который вошел в эту жизнь человеческую, мир, как человек, будучи Богом, и освятил человеческую природу настолько, что человек обретает Божественное достоинство, становится чадом Божиим по благодати и наследником Царства Небесного. Об этом мы с вами и торжествуем в день Пасхи, об этом мы и радуемся и благодарим Бога именно за это, потому что выше этого дара и помыслить ничего невозможно. Все земные наши блага заботы, как пыль, которая улетает движением ветра и не представляет никакой ценности, с точки зрения тех великих даров, которые Господь приготовил любящим Его.

И Господь открывает нам тайну Святой Троицы, говоря о том, что Отец делает доселе и Он делает, и таким образом утверждая Свое равенство с Отцом. Это видно из дальнейшего контекста, где Господь постоянно говорит об Отце, часто Себя принижает как Сына Человеческого, но в то же время давая ясно понять, что Он равен Отцу. И это следует, например, из таких слов: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, вы удивляетесь о том, что Я исцелил этого расслабленного, который не мог двигаться и таким образом воссоздал его, его поврежденные члены, и вы об этом смущаетесь, что Я в этот субботний день свершил. Но Отец и больше может, не только исцелять, но и воскрешает, то есть из мертвых, уже из распадающейся природы, Он вновь может в единое мгновение воссоздать природу цельную. Это и есть воскресение. «Отец воскрешает мертвых и оживляет, – говорит Господь Иисус Христос, – так и Сын оживляет, кого хочет». Показывая Свое равенство Отцу, где Отец там и Сын. Это тайна стол велика, что Господь о ней говорит очень прикровенно и постепенно, вводя и учеников Своих и всех верующих в постижение этой непостижимой Божественной тайны, что Отец и Сын и Дух Святый, как мы потом узнаем, едины в своем существе, в своей воле в своих действиях. И там, где действует Отец, там действует Сын, где действует Сын, там действует Отец. Поэтому Господь и говорит так дерзновенно: «Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». «Ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Что это значит? А именно то и значит, что Сын имеет с отцом равную честь. И что может быть выше суда? Суд Единого Бога только. Но выше суда любовь и эта любовь открывается в единстве лиц Святой Троицы. И это является замыслом Божиим: человека сделать образом этой Божественной любви, этой тайны Божества. Почему и дана заповедь: «Любите друг друга. Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Как Я во Отце и Отец во Мне, так и вы будьте едины». Господь созидает Церковь, так чтобы все члены Церкви были соединяемы Духом Божиим, то есть духом Божественной любви.

«Истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную. И на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Вот наша Пасха – вера в воскресшего Христа. И потому праздник Пасхи является праздником всех праздников. Все праздники великие двунадесятые, все указывают на воскресшего Христа. И мы, уверовав во Христа воскресшего и прославляя Его, почитая Его, принимая Его Святые Дары, мы обретаем в себе новую жизнь. Мы уже, по вере нашей, не хотели бы на суд являться уже, но воскреснуть и жить со Христом. Но для этого мы должны жить соответственно, с любовью к Богу и к людям. «С молитвой к Богу, с любовью к людям» – такая формула. Потому что любовь к людям есть отражение Божественной любви. Если не будет молитвы, если не будет в нас духа Божия, который именуется духом мира, то и невозможно нам простить ближнего и послужить ему с любовью, просто пожелать ему того, что желаем себе – спасения, невзирая на его несовершенства и недостатки, какие-то трудные для нас черты его характера. Вот в чем проявляется наше воскресение – когда мы сможем всех простить и всем желать милости Божией. По тому и узнаем, что мы уже оказываемся вне суда Божия, как сказано: «Не суди и не будешь осужден».

Был такой монах, который был всегда радостен, весел хотя и не строго постился и не усердствовал в других христианских подвигах, но почему-то был всегда очень покоен и радостен. И когда его спросили: что же ты, не боишься Страшного суда? Не боюсь, говорит, потому что я верю слову Спасителя: не суди и не будешь осужден. А я, говорит, никого не осуждал и поэтому я так радуюсь. Я желаю всем нам достичь такого устроения, отражающего в нас Божественный образ, чтобы нам никого не осуждать, никого не учить насильственно, не упрекать, ни на кого не обижаться и всем желать только спасения, и всех прощать, как Господь простил нас.

Аминь.




(MP3 файл. Размер 3.2 Mb)

Скачать