Алексеевский ставропигиальный женский монастырь

Москва, 2-й Красносельский пер., д.7, стр.8

http://www.hram-ks.ru

Русская Православная Церковь

Московский Патриархат

протоиерей Сергий Теплов

О преподобной Марии Египетской\r\nПоздравляю всех с участием в литургии Преждеосвященных Даров. И причастников с принятием Святых Животворящих Христовых Таин Тела Крови Господних. Мы вчера свершали службу Великого покаянного канона. Это особое богослужение, единожды в году свершаемое, в котором этот Великий канон читается целиком и помогает нам, созерцая Священную историю Ветхого и Нового Завета, обрести дух покаяния, который был двигателем автора этого канона, преподобного Андрея. Он делится с нами плодами своего покаяния, он во всем, что он созерцает, видит неисследимые судьбы Божии и великую Божественную благость, которая привлекает человека грешного к покаянию и открывает ему возможность войти в Царство Божие. Преподобный Андрей дает как примеры отрицательные, так и положительные, говорит, что мы должны учиться на ошибках других и подражать праведным.\r\nИ Святая Церковь поставляет нам в образец для подражания преподобную Марию сегодня, которая в женском естестве взошла на сверхъестественную высоту от великих грехов к великой святости. И это призвано вдохновить каждого христианина в борьбе с грехами, не отчаиваться, не унывать, не помышлять о том, что для него спасение невозможно, потому что грехи его велики. Оказывается, что нет такого греха, которого Господь не простил бы человеку, если он в нем искренне раскаивается, и святая Мария Египетская тому для нас великое свидетельство. Каких она достигла высот и чудес, мы слышали вчера в ее житии, как она ходила по водам, подобно Самому Христу, как она разумела слово Божие, не зная даже грамоты, и как удивительно, в духе смирения она каялась в своих грехах спустя много лет своего пустынного подвижничества. Мы слышали, как опасно возноситься человеку, когда он достигает определенных духовных плодов на примере старца Зосимы, который стал принимать помыслы о том, что он уже достиг предела и не у кого ему больше учиться. И чтобы он не возгордился, чтобы душа его не повредилась, Господь нашел для него врачевание в примере этой пустынножительницы. И хотя женское естество является немощным по отношению к мужскому, но мы видим, что женскому естеству Господь дает порой большие подвиги совершить, чем мужскому. Это для того, чтобы никто не превозносился пред другим, ни муж перед женой, ни жена перед мужем, чтобы каждый смирялся в том естестве, которое он получил от Бога. Муж или жена, все имеют равное достоинство чад Божиих и возможность войти в Царство Божие. Хотя в этой временной жизни есть определенные отношения, которые Господь благословил уже после грехопадения, подчинив жену мужу, потому что она первая согрешила, но это не значит, что женское естество чем-то умалено. Это всего лишь Божие наказание, вразумление и, значит, милость Божия, возможность обрести спасение в любом естестве и исправить в себе тот прародительный грех наших прародителей Адама и Евы, который мы все в себе несем. И именно поэтому святая Церковь в дни Великого поста начинает все сначала, с 1-й главы книги первой Бытия, книги Моисея и приводит нам на память вновь и тайну творения этого мира, тайну сотворения человека в лице мужа и жены, Адама и Евы. И рассказывает нам о первом грехе, о грехопадении то, что собственно и послужило началом всей трагической истории человеческого рода для того, чтобы мы вошли в измерение библейского времени, чтобы мы ощутили себя сотворенными Богом не так уж и давно, всего лишь семь с половиной тысячелетий. Это не какие-то миллионы лет, которые нам внушает наука так называемая, уклонившаяся от своего Создателя. Но слово Божие нам указывает, что родословие Христа, оно известно, и вся история человеческая, как на ладони, открывается в дни Великого поста и показывает, что мы потомки Адама и Евы, согрешивших своим неразумием, своим самонадеянием, недоверием Богу и доверием лукавому духу.\r\nСобственно, в дни Великого поста нам как раз и необходимо обнаружить в себе те же самые повреждения и болезни, которые показали наши прародители, а потом их исправили многолетним покаянием. Увидеть в себе гордость, увидеть в себе маловерие, недоверие Создателю, сомнение в Его благом и всемогущем промысле. И вот сегодня мы слышим для назидания нашего слова пророка Исаии, который передает слова Самого Господа Бога. Итак, кому уподобите вы Бога, и какое подобие найдете ему? – Сам Господь вопрошает нас. Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден, для того выбирается негниющее дерево и приискивается художник, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. То есть люди, уклонившись от Создателя, стали обожествлять демонов, поклоняться им под видом идолов рукотворных. А Господь напоминает нам: разве не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли – Он, Бог есть Тот, Который восседает над кругом земли и живущие на ней как саранча перед ним. Он распростер небеса как тонкую ткань и раскинул их как шатер для жилья. И далее Господь свидетельствует о том, что он сотворил этот мир, эту землю и все подчинено ему. Нам открыто, что мир этот возник единым словом Божиим. И не было этого мира, он возник как бы из ничего. Из ничего существующего Господь создал его по Своей благости, и величие этого мира нам свидетельствует о величии Божием. Созерцая это Божественное творение, мы имеем возможность созерцать Невидимого, Его благость, Его могущество, Его любовь к нам.\r\nСегодня же мы об этом слышим и повествование книги Бытия, когда Авраам беседует с Богом и сетует ему на то, что нет у него наследника, все имения будет наследовать не его сын, но всего лишь управляющий. И Господь укрепляет своего избранника и, являясь ему в видении, говорит: «Не бойся, Авраам, я твой щит, награда твоя будет весьма велика». И Авраам как ребенок беседует с Создателем, отвечая Ему: «Владыко Господи, что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным, распорядитель в доме моем этот Елеазар из Дамаска. Ты не дал мне потомства и вот домочадец мой наследник. И было слово Господа к нему: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И далее Господь выводит Авраама ночью и указывает ему на свод неба, говорит: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему, столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.\r\nДействительно созерцание ночного неба и современная наука нам дает еще больше понимания о том, как велика эта так называемая вселенная, которая никем не заселена, чтобы явить нам величие Божие. И Господь использует эти образы именно для того, чтобы человек смог ощутить Божественное величие, всемогущество и не пытался быть равен Богу, но находил в себе смирение и послушание своему Создателю.\r\nИ как мы видим добродетель веры Авраама является самой важной для спасения человека. Потому что Авраам стал отцом всех верующих, верующих во Христа Спасителя, Того, кто пришел в этот мир, чтобы исправить грех Адама, стать новым Адамом и усыновить всех Небесному Отцу.\r\nЖелаю всем нам по молитвам Марии Египетской великой святой православной Церкви разуметь эти богооткровенные истины о нашем спасении, о Божественной милости к нам, о Божественной воле всем нам быть верными верующими. И быть наследниками того Царство, который прообразует нам Ветхий Завет в образах который мы сегодня уже обретаем в Церкви Христовой в дарах сверхъестественных, в молитве, в надежде на то, что наша вера привет нас к тому Царству, которому нет конца, которое не есть продолжение нашего мира, нашего мира, нашего времени но есть новая земля и новое небо, и совершенно новое для человека, неведомое бытие в радости, в любви и благодарности Создателю.\r\nБожие благословение да пребудет с нами. Аминь.

Поздравляю всех с участием в литургии Преждеосвященных Даров. И причастников с принятием Святых Животворящих Христовых Таин Тела Крови Господних. Мы вчера свершали службу Великого покаянного канона. Это особое богослужение, единожды в году свершаемое, в котором этот Великий канон читается целиком и помогает нам, созерцая Священную историю Ветхого и Нового Завета, обрести дух покаяния, который был двигателем автора этого канона, преподобного Андрея. Он делится с нами плодами своего покаяния, он во всем, что он созерцает, видит неисследимые судьбы Божии и великую Божественную благость, которая привлекает человека грешного к покаянию и открывает ему возможность войти в Царство Божие. Преподобный Андрей дает как примеры отрицательные, так и положительные, говорит, что мы должны учиться на ошибках других и подражать праведным.

И Святая Церковь поставляет нам в образец для подражания преподобную Марию сегодня, которая в женском естестве взошла на сверхъестественную высоту от великих грехов к великой святости. И это призвано вдохновить каждого христианина в борьбе с грехами, не отчаиваться, не унывать, не помышлять о том, что для него спасение невозможно, потому что грехи его велики. Оказывается, что нет такого греха, которого Господь не простил бы человеку, если он в нем искренне раскаивается, и святая Мария Египетская тому для нас великое свидетельство. Каких она достигла высот и чудес, мы слышали вчера в ее житии, как она ходила по водам, подобно Самому Христу, как она разумела слово Божие, не зная даже грамоты, и как удивительно, в духе смирения она каялась в своих грехах спустя много лет своего пустынного подвижничества. Мы слышали, как опасно возноситься человеку, когда он достигает определенных духовных плодов на примере старца Зосимы, который стал принимать помыслы о том, что он уже достиг предела и не у кого ему больше учиться. И чтобы он не возгордился, чтобы душа его не повредилась, Господь нашел для него врачевание в примере этой пустынножительницы. И хотя женское естество является немощным по отношению к мужскому, но мы видим, что женскому естеству Господь дает порой большие подвиги совершить, чем мужскому. Это для того, чтобы никто не превозносился пред другим, ни муж перед женой, ни жена перед мужем, чтобы каждый смирялся в том естестве, которое он получил от Бога. Муж или жена, все имеют равное достоинство чад Божиих и возможность войти в Царство Божие. Хотя в этой временной жизни есть определенные отношения, которые Господь благословил уже после грехопадения, подчинив жену мужу, потому что она первая согрешила, но это не значит, что женское естество чем-то умалено. Это всего лишь Божие наказание, вразумление и, значит, милость Божия, возможность обрести спасение в любом естестве и исправить в себе тот прародительный грех наших прародителей Адама и Евы, который мы все в себе несем. И именно поэтому святая Церковь в дни Великого поста начинает все сначала, с 1-й главы книги первой Бытия, книги Моисея и приводит нам на память вновь и тайну творения этого мира, тайну сотворения человека в лице мужа и жены, Адама и Евы. И рассказывает нам о первом грехе, о грехопадении то, что собственно и послужило началом всей трагической истории человеческого рода для того, чтобы мы вошли в измерение библейского времени, чтобы мы ощутили себя сотворенными Богом не так уж и давно, всего лишь семь с половиной тысячелетий. Это не какие-то миллионы лет, которые нам внушает наука так называемая, уклонившаяся от своего Создателя. Но слово Божие нам указывает, что родословие Христа, оно известно, и вся история человеческая, как на ладони, открывается в дни Великого поста и показывает, что мы потомки Адама и Евы, согрешивших своим неразумием, своим самонадеянием, недоверием Богу и доверием лукавому духу.

Собственно, в дни Великого поста нам как раз и необходимо обнаружить в себе те же самые повреждения и болезни, которые показали наши прародители, а потом их исправили многолетним покаянием. Увидеть в себе гордость, увидеть в себе маловерие, недоверие Создателю, сомнение в Его благом и всемогущем промысле. И вот сегодня мы слышим для назидания нашего слова пророка Исаии, который передает слова Самого Господа Бога. Итак, кому уподобите вы Бога, и какое подобие найдете ему? – Сам Господь вопрошает нас. Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден, для того выбирается негниющее дерево и приискивается художник, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. То есть люди, уклонившись от Создателя, стали обожествлять демонов, поклоняться им под видом идолов рукотворных. А Господь напоминает нам: разве не знаете, разве вы не слышали, разве вам не говорено было от начала? Разве вы не уразумели из оснований земли – Он, Бог есть Тот, Который восседает над кругом земли и живущие на ней как саранча перед ним. Он распростер небеса как тонкую ткань и раскинул их как шатер для жилья. И далее Господь свидетельствует о том, что он сотворил этот мир, эту землю и все подчинено ему. Нам открыто, что мир этот возник единым словом Божиим. И не было этого мира, он возник как бы из ничего. Из ничего существующего Господь создал его по Своей благости, и величие этого мира нам свидетельствует о величии Божием. Созерцая это Божественное творение, мы имеем возможность созерцать Невидимого, Его благость, Его могущество, Его любовь к нам.

Сегодня же мы об этом слышим и повествование книги Бытия, когда Авраам беседует с Богом и сетует ему на то, что нет у него наследника, все имения будет наследовать не его сын, но всего лишь управляющий. И Господь укрепляет своего избранника и, являясь ему в видении, говорит: «Не бойся, Авраам, я твой щит, награда твоя будет весьма велика». И Авраам как ребенок беседует с Создателем, отвечая Ему: «Владыко Господи, что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным, распорядитель в доме моем этот Елеазар из Дамаска. Ты не дал мне потомства и вот домочадец мой наследник. И было слово Господа к нему: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И далее Господь выводит Авраама ночью и указывает ему на свод неба, говорит: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему, столько будет у тебя потомков. Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Действительно созерцание ночного неба и современная наука нам дает еще больше понимания о том, как велика эта так называемая вселенная, которая никем не заселена, чтобы явить нам величие Божие. И Господь использует эти образы именно для того, чтобы человек смог ощутить Божественное величие, всемогущество и не пытался быть равен Богу, но находил в себе смирение и послушание своему Создателю.

И как мы видим добродетель веры Авраама является самой важной для спасения человека. Потому что Авраам стал отцом всех верующих, верующих во Христа Спасителя, Того, кто пришел в этот мир, чтобы исправить грех Адама, стать новым Адамом и усыновить всех Небесному Отцу.

Желаю всем нам по молитвам Марии Египетской великой святой православной Церкви разуметь эти богооткровенные истины о нашем спасении, о Божественной милости к нам, о Божественной воле всем нам быть верными верующими. И быть наследниками того Царство, который прообразует нам Ветхий Завет в образах который мы сегодня уже обретаем в Церкви Христовой в дарах сверхъестественных, в молитве, в надежде на то, что наша вера привет нас к тому Царству, которому нет конца, которое не есть продолжение нашего мира, нашего мира, нашего времени но есть новая земля и новое небо, и совершенно новое для человека, неведомое бытие в радости, в любви и благодарности Создателю.

Божие благословение да пребудет с нами. Аминь.




(MP3 файл. Размер 2.7 Mb)

Скачать